0
1492
Газета День в Истории Интернет-версия

17.08.2012 00:00:00

Когда нужно отбросить все страхи. Дни в истории 17–19 августа

Тэги: история, кино


история, кино Герой Шона Пенна – рокер на пенсии. Привычка к риску и поиску нового у него осталась.
Кадр из фильма «Где бы ты ни был»

В мире словесности и вообще в искусстве есть архаисты и есть новаторы – такая терминология утвердилась с легкой руки Тынянова. Это совсем не то же самое, что новаторы и консерваторы в советских производственных романах. Обращение к традициям, новое их обретение меняет облик эпохи, определяет ее содержание.

Так было в Англии в случае поэта и критика Джона Драйдена, родившегося 19 августа 1631 года (ум. 1700), – вторую половину XVII столетия там называют драйденовским веком. Времена были бурные, полные революционных потрясений. При этом Драйден не воспринимал свое творческое самовыражение как дело сугубо частное: ведь он состоял на государственной службе. А ноблесс, как говорится, оближ. Сначала Драйден опубликовал оду памяти лорда-протектора Кромвеля, а потом, когда на трон вернулась династия Стюартов, – поэму, красноречиво озаглавленную «Восстановленная справедливость». Был вознагражден должностью поэта-лауреата, а потом королевского историографа, и навлек на себя многочисленные укоры. Однажды его даже побили. И критике со стороны исследователей тоже настал черед.

Драйдена в России почти не переводили и мало знают. Несколько иначе получилось с композитором и дирижером Антонио Сальери. Итальянец по происхождению, проработавший всю жизнь в Вене, он родился 18 августа 1750 года и умер в 1825-м. Для нас он прежде всего персонаж пушкинской «маленькой трагедии», тот, кто Моцарта отравил. Этого персонажа и реально жившего музыканта надо, конечно, развести. Хотя идеальный образ из Сальери не вылепишь. Придворный музыкант опять-таки. Причем при трех императорах Австрии. Все у него складывалось гладко, и не только с точки зрения карьеры. О его опере «Аксур» Эрнст Теодор Амадей Гофман написал, что «богатство мыслей и совершенство декламации ставят ее в один ряд с произведениями Моцарта». Разительное сравнение, на наш слух.

С годами, однако, творческие силы Сальери слабели. Нет, это не было возмездием за приписываемое ему злодеяние. Достаточно того, что с художественными началами соперничали у него внехудожественные. Прежде всего ориентация на сильных мира сего. И соответственно на то, что в литературе классицизма называется «высокий слог».

Между прочим, по соседству в календаре значится мастер слога «низкого». Это французский поэт Пьер Жан де Беранже, родившийся 19 августа 1780 года (ум. 1857), – автор сатирических стихов и песен. Жизнь и деяния высокородных людей, традиционно становившиеся источником вдохновения у авторов од, у него снижались и осмеивались. Вот только Наполеон Бонапарт оказался в этом плане исключением. Его Бонапарт изображен в том же героико-романтическом духе, что и у других стихотворцев.

Со временем искусство словесности претерпело столь глубокие трансформации, что битвы романтиков с классицистами бледнеют. В той же Франции в 60-х годах прошлого века зародилось течение, известное как «новый роман» или «антироман». Одним из лидеров его выступил родившийся 18 августа 1922 года Ален Роб-Грийе (ум. 2008), автор и собственно романов, и теоретических текстов. Он исходил из того, что в изменившемся мире должны уйти в прошлое все четкие очертания – и героя, и действия. На первый план должны выйти скрупулезные описания сущего.

А 17 августа исполняется 80 лет английскому писателю индийского (точнее, тринидадского) происхождения, лауреату Нобелевской премии Видьядхару Найполу. Премию ему присудили с формулировкой: за «синтез проницательного повествования и непреклонной честности, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обычно обсуждать не принято». Он, впрочем, работает в равной мере и как романист, и как мастер нон-фикшн. Ему принесло громкую славу жесткое, острополемическое видение и изображение того, что принято называть «третьим миром». Исламизма, например. И это не политическая ангажированность. Найпол делает цивилизационный выбор – в пользу той цивилизации, которая делает его творческие поиски возможными.

В каждой живой культуре есть люди ищущие, те, чье творчество – это один из случаев риска. И при этом они сталкиваются с явлениями, во многом сходными с теми, о которых говорит Найпол. 17 августа 1960 года родился американский киноактер и режиссер Шон Пенн, чьи суждения в нынешнем спектре мнений нередко даже маргинальны. Иное дело творчество, искусство. У Пенна обостренное ощущение того, что рядом с нами люди слабые, находящиеся под гнетом, разного рода меньшинства. Но это только одна сторона медали.

Другая – в недавнем фильме «Где бы ты ни был». Главный герой, которого играет Пенн, – рок-певец на старости лет. И он отправляется на поиски палача, нациста, который убил его отца. «Каждый должен выбрать один момент своей жизни, хотя бы один, когда нужно отбросить все страхи», – считает он.

В каком-то смысле это творчество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
941
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2699
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1541
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1905

Другие новости