0
2559
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.10.2002 00:00:00

Иракское оружие массового поражения

Тэги: англия, блер, доклад, орк, ирак, оружие


В начало текста

Химические и биологические вещества: оставшиеся запасы

6. Когда перед руководством Ирака ставится вопрос о неучтенных запасах, оно постоянно утверждает, что если бы такие запасы химических веществ и остались со времен, предшествовавших Войне в Заливе, они пришли бы в негодность и стали бы совершенно безвредными. Но в свое время Ирак признал перед Комиссией ООН, что он обладает технологией и возможностями добавлять стабилизаторы к веществам, обладающим нервно-паралитическими свойствами, и другими химическими веществами, способными предотвратить разложение указанных химикатов. В 1997 году UNCOM в числе прочего обнаружила и исследовала емкости, заполненные ипритом, произведенным до 1991 года, и пришла к выводу, что он сохранил высокую токсичность и подвергся разложению в очень малой степени.

7. Ирак неоднократно заявлял, что все произведенные им биологические субстанции военного назначения были уничтожены. Но для подтверждения этих заявлений не было представлено никаких убедительных доказательств. Например, Ирак не смог объяснить, откуда возникла очень существенная нестыковка между количеством "средств роста" (питательных веществ, требующихся для специализированного выращивания определенных субстанций), заготовленных до 1991 года, и количеством вещества, которое, как он признает, было произведено. Эта нестыковка достаточна для производства троекратного количества антракса (спор сибирской язвы) по отношению к тому, которое было произведено согласно его заверениям.

Проблема предприятий двойного назначения

Почти все компоненты и материалы, используемые для изготовления оружия массового поражения и баллистических ракет, являются продуктами двойного назначения. Например, любое солидное нефтехимическое или биотехнологическое производство, равно как и любая организация системы здравоохранения, на законных основаниях нуждается в тех самых материалах и оборудовании, которые используются для изготовления отравляющих химических и биологических веществ. В отсутствие инспекторов ООН по вооружению очень трудно определить с уверенностью, какова истинная природа многих иракских производств. Например, Ирак построил большой новый химический комплекс Проект Байджи в пустыне на северо-западе Ирака в Аль-Шаркате. Это место занимал прежде завод по обогащению урана, который был разрушен во время Войны в Заливе и затем обезврежен под контролем МАГАТЭ. Часть завода была восстановлена в качестве химического производственного комплекса, работа на нем началась в 1992 году. Несмотря на то что этот комплекс расположен вдалеке от населенных мест, он обнесен высокой стеной со сторожевыми вышками и охраняется вооруженными людьми. Добытые разведкой сведения указывают на то, что на этом комплексе может производиться азотная кислота, которая используется для производства взрывчатых веществ, топлива для ракет и для очистки урана.

Ядерное оружие. По оценкам совместного разведывательного комитета (СРК): 1999-2001

Экспертная оценка иракского ядерного вооружения

18. Из результатов расследования, предпринятого Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), и собственных заявлений Ирака следует, что к 1991 г. был достигнут существенный прогресс как в разработке методов производства способных к делению веществ, так и в конструировании оружия. МАГАТЭ демонтировало составляющие материальной инфраструктуры иракской программы ядерного вооружения, в том числе специализированные установки и оборудование для разделения и обогащения урана, а также для разработки и производства оружия, и изъяло остававшийся высокообогащенный уран. Однако у Ирака остались и остаются по сей день многие из квалифицированных ученых и техников-ядерщиков - специалистов по производству способных к делению веществ и конструированию оружия. По некоторой информации, у Ирака также сохранилась документация и данные по программе ядерного вооружения.

Ирак сохранил и продолжает содержать у себя потенциал из многочисленных опытных ученых-ядерщиков, а также и технических специалистов, которые специализируются в производстве ядерного топлива и конструирования оружия. Разведка имеет сведения о том, что Ирак располагает также всей соответствующей этой программе документацией и необходимыми данными.

19. Разведка показывает, что в настоящее время программа Ирака в этой области почти целиком направлена на достижение силами своих местных специалистов возможности обогащать уран до уровня, необходимого для использования в образцах ядерных вооружений.

21. Данные разведки показывают, что начиная с 1998 года Ираком активно осуществлялась различная закупочная деятельность, включавшая в себя попытки приобрести:

- вакуумные насосы, которые могут быть использованы для нагнетания и поддержания необходимого давления в каскадной газовой центрифуге при обогащении урана;

- технологическую линию для производства цельного магнита с определенными характеристиками для использования в моторах и верхних подшипниковых узлах газовой центрифуги. Выглядит это так, как если бы Ирак пытался отыскать возможности производить их своими силами, не надеясь на иностранных поставщиков;

- фтористый водород и фтористый газ. Фтористый водород обыкновенно используется в нефтехимической промышленности, и Ирак имеет обыкновение импортировать значительные количества этого вещества, однако этот же фтористый водород служит для превращения урана в гексафторид урана, который уже непосредственно используется в каскадах газовой центрифуги;

- большой станок для производства накальной нити, который также может использоваться для производства углеродного волокна при изготовлении роторов газовой центрифуги;

- большую балансировочную машину, которая также может быть использована для первичной балансировки центрифуги.

22. Ирак также был замечен в тайных попытках приобрести огромное количество специальных алюминиевых трубок (количеством 60 000 штук или более). Специальный алюминий является особым объектом контроля в международной торговле в связи с его потенциальной применимостью для изготовления газовых центрифуг при обогащении урана. Вместе с тем нет достаточно уверенных разведывательных данных о том, что он предназначался именно для ядерных программ.

Ядерные вооружения: временные рамки

23. В самом начале 2002 года в оценках Объединенного разведывательного комитета (ОРК) прозвучало, что именно санкции, введенные ООН по отношению к Ираку, препятствуют ввозу в страну материалов, являющихся недостающим звеном для производства ядерного топлива. ОРК настаивал на мнении, что до тех пор, пока санкции против Ирака будут поддерживаться с прежней мерой эффективности, Ирак будет не способен самостоятельно произвести ядерное оружие. В случае если они будут сняты или окажутся менее действенными, Ираку понадобится по крайней мере пять лет для производства достаточного количества ядерного топлива для последующего создания на его основе собственного ядерного оружия. Вместе с тем мы знаем, что Ирак аккумулирует экспертные и расчетные данные относительно ядерных вооружений. Именно поэтому мы настаиваем на мнении, что, в случае получения Ираком ядерного топлива и других необходимых компонентов из иностранных источников, временные рамки для производства им ядерного оружия сократятся и Ирак сможет произвести ядерное оружие в срок от одного года до двух лет.

Баллистические ракеты. Объединенный разведывательный комитет (ОРК)

Со времен Войны в Заливе Ирак открыто разрабатывает две ракеты малой дальности с радиусом полета в 150 км, что согласуется с Резолюцией # 687 Совета Безопасности ООН. Ракета "Аль-Самуд", работающая на жидком ракетном топливе, подвергается обширным испытаниям и переоборудуется для военного использования. Разведка свидетельствует о том, что ракет этого типа уже произведено по меньшей мере 50 единиц. Разведывательные данные также показывают нам, что Ирак доработал эти ракеты с целью увеличения их дальности до 200 км в нарушение Резолюции # 687 Совета Безопасности ООН. Производство ракет на твердом топливе "Абабил-100" также находится в стадии разработки - возможно, пока в неуправляемом варианте. Имеются также планы расширения их дальности до по меньшей мере 200 км. По сравнению с ракетами на жидком топливе эти, движимые твердотопливными ускорителями, представляют собой гораздо более удобный вариант для их хранения, обслуживания и мобильного использования. Кроме того, они гораздо быстрее могут быть приведены в боевую готовность и могут находиться в высокой степени боеготовности значительно более длительное время.

Согласно данным разведки, Ирак сохранил более 20 единиц ракеты "Аль-Хуссейн" в нарушение Резолюции # 687 Совета Безопасности ООН. Эти ракеты также были сокрыты от наблюдателей ООН как комплексные системы или же были вновь собраны с использованием нелегально сохраненных двигателей и других компонентов системы. Мы настаиваем на том утверждении, что инженерный опыт иракских специалистов позволяет эффективно содержать и использовать эти ракетные системы. Тем не менее факт того, что часть из них нуждается в дополнительном снаряжении, не дает нам возможности с полной уверенностью сказать, сколько из них готовы к непосредственному использованию. Они могут быть снаряжены как обычными, так и химическими и биологическими боеголовками и при радиусе действия более 650 км способны достичь территорий целого ряда стран региона, таких, как Кипр, Турция, Саудовская Аравия и Израиль.

Разведка утверждает, что Ирак собирается увеличить радиус действия своих ракетных систем до 1000 км, что позволит ему стать прямой угрозой остальным соседям по региону. Работы над этим начались в 1998 году, хотя усилия по возобновлению программы развертывания баллистических ракет большой дальности начались еще раньше, возможно, в 1995 году. В иракских ракетных проектах задействованы и работают сотни людей. Съемки со спутников показывают новый стенд для испытаний ракетных двигателей на стадии строительства; он значительно больше по своим размерам того, что используется сейчас для ракет "Аль-Самуд", а также и того, который использовался в прошлом для испытаний ракетных двигателей, а впоследствии был демонтирован под контролем ООН.

29. Успех ограничений, налагаемых Организацией Объединенных Наций на Ирак, означает, что разработка новых ракетных систем большой дальности ведется, по всей видимости, в достаточно медленном темпе. Эти ограничения, в частности, содержат в себе следующие требования:

- доступность объектов для иностранных наблюдателей;

- проведение испытательных полетов на расстояние не более 150 км;

- запрет на получение технологий контроля и управления ракетами.

30. Саддам по-прежнему отдает указания о разработке ракет большой дальности. Даже если санкции останутся такими же эффективными, Ирак может достичь уровня ракетной досягаемости в 1000 км в течение ближайших 5 лет.

31. Ирак занимается восстановлением большей части заводов по производству ракетных систем, разрушенных в результате Войны в Заливе и во время операции "Лиса в пустыне" в 1998 г. Кроме того, в стадии строительства находятся и новые объекты инфраструктур ракетных комплексов. Некоторые из них, такие, как установки для разлива и смешивания ракетного топлива, расположенные на заводе в Аль-Мамуне, похоже, в точности повторяют те самые, предназначенные для запрещенной ракетной программы Badr-2000 (ракеты с расчетной дальностью 700-1000 км), которые были частично разрушены во время Войны в Заливе, а частью - демонтированы ООН.

32. Невзирая на эмбарго Объединенных Наций, Ирак наращивает свои усилия в получении высокопроизводительных технологий, включая станочное оборудование и сырье, в нарушение Резолюции # 1051 Совета Безопасности ООН. Методами эмбарго были блокированы многочисленные попытки совершить сделки, такие как запросы на приобретение перекиси магния и магниевого порошка. Однако из данных разведки нам известно, что некоторые статьи из этого списка были тем не менее удовлетворены и стали частью иракского плана по созданию баллистических ракет. Необходимо признать неизбежность того, что это будет продолжаться и впредь.

Финансирование планов по созданию оружия массового поражения

33. Объединенные Нации изыскивают способы ограничить способности Ирака в финансировании его химических, биологических и других военных программ. К примеру, Ирак легально добывает деньги под прикрытием программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", принятой Советом Безопасности, согласно которой поступления от продажи нефти через Объединенные Нации используются для поставок гуманитарной помощи Ираку. Эти деньги находятся под контролем ООН и не могут быть использованы для военных поставок. Однако иракский режим продолжает получать доходы в обход контролирующих органов Объединенных Наций как в форме твердой валюты, так и на бартерной основе (что, в свою очередь, предполагает наличие у Ирака свободных средств, пускаемых им на другие расходы).

Нелегальные доходы Ирака

Год Количество (в млрд. долл.)
1999 от 0,8 до 1
2000 от 1,5 до 2
2001 3
2002 3 (по предварительным подсчетам)

34. Вот каковы незаконные доходы иракского режима. Они используются как для строительства новых дворцов, так и для приобретения предметов роскоши и других товаров невоенного назначения в обход программы "Нефть в обмен на пищу". Некоторые из этих источников финансирования используются Саддамом Хусейном для содержания своих вооруженных сил и для приобретения им военного оборудования, используемого в химических, биологических, ядерных программах, а также в программе по созданию баллистических ракет. Мы не знаем, в каких именно пропорциях используются доходы фондов в этом направлении. Но у нас также нет свидетельств тому, чтобы отсутствие средств финансирования хоть в какой-то мере помешало бы Ираку разрабатывать оружие массового уничтожения и программу создания баллистических ракет, к примеру путем закупок оборудования за границей.

ЧАСТЬ 2. История военных инспекций ООН

3. Резолюция # 687 обязала Ирак проинформировать о всех аспектах своих программ по созданию оружия массового уничтожения в течение 15 дней и согласиться с уничтожением, ликвидацией или обезвреживанием, под наблюдением международных инспекторов, своего химического, биологического и ядерного оружия, а также всех баллистических ракет с радиусом поражения свыше 150 км. В течение указанного времени Ирак не представил удовлетворительной информации.

UNCOM и МАГАТЭ были наделены полномочиями выбирать любое время и место для проведения своих инспекций, просматривать любые документы, расспрашивать любого ученого, технолога или специалиста, а также изымать любые запрещенные компоненты для их последующего уничтожения.

Отказ Ирака сотрудничать с инспекторами

4. Бывший председатель UNCOM Ричард Батлер доложил Совету Безопасности ООН в январе 1999 года, что в 1991 году Государственный совет Ирака принял решение на самом высоком уровне предоставлять инспекторам только часть запрещенного оружия, запчастей, производственных мощностей и запасов. UNCOM пришел к выводу, что политика Ирака основывается на следующих действиях:

- предоставлять лишь часть сохранившихся запасов оружия, выдавая для уничтожения только наименее современные виды;

- сохранять производственные мощности и документацию, необходимые для возрождения программ в случае необходимости;

- скрыть подлинный размах программы, направленной на создание химического оружия, в том числе проекта по созданию нервно-паралитического VX-газа; скрыть количество и тип химических и биологических боеголовок для запрещенных ракет дальнего действия;

- скрыть существование программы по разработке биологического оружия.

5. В декабре 1997 года Ричард Батлер доложил Совету Безопасности ООН о том, что Ирак создал новую категорию территорий, "президентскую" или "суверенную", на которые, как было заявлено иракскими должностными лицами, инспектора из UNCOM допускаться не будут. В условиях прекращения огня, принятых в 1991 году, не было оговорено подобных ограничений. Однако Ирак последовательно отказывался допустить инспекторов ООН на эти восемь президентских объектов. Многие из этих так называемых дворцов фактически являются большими складами, которые являются неотъемлемой частью иракских контрмер по сокрытию материалов для создания оружия.

Политика обмана, проводимая Ираком

Ирак признался экспертам UNCOM, что имеет развитую и действенную систему сокрытия от ООН запрещенных материалов, включая документацию, комплектующие, производственное оборудование и, по возможности, биологические и химические вещества. Вскоре после принятия Резолюции # 687 в апреле 1991 года был создан Комитет административной безопасности, которому было поручено консультировать Саддама Хусейна по части того, какую информацию можно предоставлять UNCOM и МАГАТЭ. Система сокрытия запрещенных материалов чрезвычайно мобильна и хорошо скоординирована. Для быстрой транспортировки запрещенных компонентов используются специальные грузовики, а большинство тайных складов расположено вблизи хороших дорог и телекоммуникаций. Район Багдада особенно благоприятствует осуществлению этих маневров. Помимо принятия активных мер по сокрытию запрещенных материалов от ООН Ирак прибегает к тактике проволочек, пытаясь отслеживать операции ООН и собирать разведывательную информацию, чтобы более успешно осуществлять свой план по введению в заблуждение мирового сообщества.

Как Ирак чинил препятствия военным инспекторам ООН

- Предупредительные выстрелы в воздух с целью помешать инспекторам МАГАТЭ арестовать оборудование для ядерных реакторов (июнь 1991 года);

- удерживание инспекторов МАГАТЭ на автостоянке в течение 4 дней, когда им не позволяли вывезти разоблачающие документы, касающиеся программы создания в Ираке ядерного оружия (сентябрь 1991 года);

- объявление планов проверки и мониторинга ООН "незаконными" (октябрь 1991 года);

- отказ пропустить инспекторов UNCOM в здание Министерства сельского хозяйства Ирака. Угрозы в адрес инспекторов, оставшихся возле здания, чтобы вести наблюдение. У группы инспекторов имелись достоверные данные о том, что в этом здании находятся архивы, имеющие отношение к запрещенной деятельности;

- в 1991-1992 годах Ирак возражал против того, чтобы UNCOM пользовалась собственными вертолетами и сама выбирала маршруты перелетов. В январе 1993 года Ирак не позволил UNCOM воспользоваться своей авиацией для облета иракской территории;

- нежелание разрешить UNCOM установить камеры удаленного мониторинга на двух важных ракетных объектах (июнь-июль 1993 года);

- неоднократный отказ допустить на объекты группы инспекторов (1991-й - декабрь 1998-го);

- препятствия, чинимые программам вертолетных инспекций UNCOM, угрозы в адрес экипажей вертолетов (июнь 1997 года);

- требование прекратить разведывательные полеты самолетов U2 и удалить американских сотрудников UNCOM (октябрь 1997 года);

- уничтожение документальных доказательств о программах создания оружия массового уничтожения (сентябрь 1997 года).

Положение после 1998 года

17. В течение последних трех лет Ирак позволял МАГАТЭ ежегодно инспектировать накопленные ядерные материалы (естественный обедненный и низкообогащенный уран). Это привело некоторые страны и западных комментаторов к ошибочному выводу, будто Ирак выполняет свои обязательства в области разоружения мониторинга. Как недавно указало МАГАТЭ, эта ежегодная инспекция "не может заменить контрольные мероприятия, требуемые соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН".

18. Доктор Ханс Бликс, исполнительный председатель ЮНМКИ, и доктор Мохаммед Эль-Барадей, генеральный директор МАГАТЭ, заявили, что при отсутствии инспекций невозможно проконтролировать выполнение Ираком своих обязательств в области разоружения и мониторинга. В апреле 1999 года независимый экспертный совет ООН отметил, что "чем дольше будут приостановлены мероприятия в области инспекции и мониторинга, тем труднее будет добиться полного и всеобъемлющего выполнения резолюций Совета Безопасности и тем больше возрастает риск того, что Ирак возобновит программы по созданию запрещенных видов вооружения".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
627
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1058
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
771
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
407

Другие новости