0
1333
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.11.2004 00:00:00

Российский транзит в Эстонии: плюсов больше, чем минусов

Тэги: транзит, эстония


Обеспечение торговли с Европой через Балтийское море было одной из важнейших задач Российского государства на протяжении всей его истории. Актуальность этой задачи снижалась в эпохи депрессий, но становилась первоочередной во времена стабильности и роста экономического потенциала России, обычно ведущего к оживлению торговых связей с Западной Европой. Располагая контролем лишь над наименее удобным для портовой деятельности устьем Невы, российская торговля всегда была тесно привязана к транзиту через порты Прибалтики. Потому неудивительными выглядят нынешние крупные инвестиции флагманов российского бизнеса в экономику балтийских стран, и прежде всего в железнодорожные перевозки и портовое хозяйство – выгода вроде бы обоюдная. Однако то, что уже сегодня из 25 млн. тонн, транспортируемых, к примеру, по Эстонской железной дороге, 15 млн. тонн перевозят компании, связанные с российской «Северсталь-групп», и большая часть нефтепотоков, идущих через нашего северного соседа, контролируется русскими, вызывает неоднозначную реакцию по обе стороны границы. Последний пример – освещение недавнего перехода ведущей эстонской нефтетранзитной фирмы E.O.S. под контроль концерна «Северстальтранс». Комментарии эстонских СМИ по этому поводу впечатляют: «Продажа E.O.S. – это захват предприятия «по-русски», «План русских – скупить всех эстонских операторов», «Россия забирает эстонский транзит», «Любимцы Путина хотят E.O.S.». Главный вывод большинства публикаций: налицо новая русская угроза.

Но есть и более прагматичные точки зрения. Скажем, газета «Деловые ведомости» сообщает читателям, что перед Эстонией «жертвой» «Северсталь-групп» пала Америка – имеется в виду сделка на 300 млн. долл. по покупке весной этого года российской компанией пятого по размеру сталелитейного предприятия США Rouge Industries, основного поставщика концернов Ford и GM. «Но, в отличие от Эстонии, ни одна из американских газет не стала пугать народ русским медведем, – пишет газета. – Называть же захватом переход контрольного пакета акций от одних собственников к другим по меньшей мере странно. По этой логике выходит, что в Эстонии захвачено все: и банки, и телекоммуникационные фирмы, и крупнейшие производства. Создается впечатление, что до сих пор через эстонские порты двигалась в Европу нефть, добытая где-то под Вильянди или Рапла, а теперь ее место займет «черное золото российских нуворишей». «Русскую экспансию» «Северстальтранса» поддержал и президент Эстонии Рюйтель. По словам главы государства, его страна сумела создать в своих портах хорошее обслуживание, построить систему логистики на международном уровне. «Использование портов Эстонии для России было бы очень выгодно не только в экономическом, но и в экологическом отношении. А те деньги, которые Россия сейчас направляет на строительство своих портов, она могла бы вкладывать в разработку современных технологий в ключевых отраслях экономики, что существенно ускорило бы ее развитие», – считает Рюйтель. Дискуссии в Эстонии, всегда настороженно относящейся к соседу-гиганту, в принципе понятны. Однако примечательно, что единства по этому вопросу нет и в самой России. Соглашаясь, что российский транзит в Прибалтике имеет смысл «разве что из-за Калининграда», его противники тем не менее акцентируют внимание на «недостаточном патриотизме» российских компаний и «попытках достичь своих сиюминутных целей путем давления на Российское государство в угоду бизнесу и политикам недружественной страны». По их мнению, «переплата» за транзит через «чужие» порты обходится России порядка 2–2,5 млрд. долл. в год и экономически невыгодна. Однако туда, где невыгодно, бизнес не пойдет. Да и, по мнению известного в Европе специалиста в области транзита и логистики, академика АН Эстонии Михаила Бронштейна, эти «цифры-страшилки» взяты с потолка. «Перевалка нефти и нефтепродуктов, а это более 50 процентов всех грузопотоков через порты стран Балтии, обходится российским экспортерам в 350–400 млн. долл. в год. Потому «экономия» может быть достигнута лишь при бесплатной или крайне льготной (за счет российских налогоплательщиков) перевалке через «свои» порты», – считает он. Геополитический же аргумент – мол, при угрозе конфликта с НАТО транзит через страны Балтии будет перекрыт – вообще не выдерживает критики: как будто при подобном развитии событий пути для российских грузов на Запад через Петербург и Приморск будут существовать беспроблемно.

Причины, по которым крупные российские компании идут в Эстонию, очевидны. После распада СССР Прибалтика, в сущности, сохранилась в общем с Россией и странами СНГ транспортном пространстве. И дело не только в одинаковой ширине колеи железной дороги. Сложившаяся здесь торгово-транспортная инфраструктура является результатом тщательных научных и проектных проработок. В частности, при проектировании строительства наиболее современных Вентспилского и Новоталлинского (ныне Мууга) портов и транспортных систем к ним советские специалисты исходили из критерия экономической эффективности и минимизации совокупных затрат на перевозку грузов. К тому же страны Балтии, проведя реконструкцию своих портов, смогли предложить россиянам транспортные услуги на весьма выгодных условиях. Тот же Бронштейн, к примеру, утверждает, что Эстония с каждой тонны грузов экономит для российского заказчика до 3–5 долларов. Немалую роль в выборе российского бизнеса играет и географический фактор глубины портов и меньшей замерзаемости акваторий, что обеспечивает более низкую себестоимость и надежность грузопотока. Отдельный аспект – большая готовность европейских инвесторов участвовать в создании инфраструктуры транспортировки российской нефти на территории Эстонии, что объясняется единым экономическим и правовым пространством в рамках ЕС. Критики российского транзита через Прибалтику почему-то обходят вниманием и другие, казалось бы, еще более весомые преимущества прихода отечественного капитала в Прибалтику. И главный из них – выгода от «экспансии» земляков прежде всего русскоязычного населения Эстонии. (Напомним, в результате послевоенной «русификации» почти треть 1,4-миллионного населения Эстонии составляют этнические русские, большинство из которых в 1991 году, после обретения прибалтийскими странами независимости, потеряли опору в обществе.)

Уже сегодня очевидно, что Эстония после открытия в 2005 году ее железной дороги для свободной конкуренции в случае сохранения налоговых льгот для российского транзита (что, по мнению специалистов, практически неизбежно) будет получать прибыль от него в основном в косвенном виде. То есть через рост доходов работников транзитных предприятий, выплачивающих налоги в основном в пользу местных самоуправлений. Население же в портовых регионах Эстонии в основном русское. К примеру, в Силламяэ и Палдиски эстонцев проживает менее 10 процентов, а в Таллине – менее 50 процентов. И, надо признать, с точки зрения модного сегодня лозунга о природной ренте русские в Эстонии имеют равные с россиянами права на доходы от эксплуатации российских природных ресурсов, так как их предки, как и весь русский народ, создавали и защищали Россию. Причем это право в данном случае заключается в активной экономической и трудовой деятельности, а не в подачках из фондов поддержки соотечественников и мэрии Москвы. И политический момент. Парадоксально, но активное внедрение российских гигантов в экономику Эстонии (а транзит здесь формирует до 25 процентов внутреннего валового продукта) в самой России, мягко говоря, не афишируется. Похоже, на фоне провозглашенной Москвой политики портовой независимости ухода капиталов флагманов российского бизнеса в Эстонию как бы и не должно быть вовсе. И его нет – для россиян. В связи с чем сообщений о развитии при российском участии эстонских портов в российской прессе практически нет. Как правило, информация ограничивается статистическими данными и официальными пресс-релизами фирм. Подобная ситуация свойственна любой экономически оправданной, но лишенной внешнеполитической поддержки и защиты своего государства экспансии капитала, при действиях предпринимателей в чужой стране, на свой страх и риск. Однако, по мнению ряда аналитиков, сохранение «непрозрачности» в вопросе российских инвестиций в Эстонию чревато для России в Балтийском регионе лишь негативными политическими последствиями. Последний пример – упрек России со стороны Еврокомиссии за то, что она слабо помогает русскому нацменьшинству в Прибалтике. Между тем эстонский премьер Партс и министр экономики Атонен неоднократно подчеркивали, что тот же Силламяэзский порт сможет вывести из экономической и социальной депрессии весь северо-восток Эстонии, населенный преимущественно русскими. В реальности же Россия оказывает реальную поддержку соотечественникам через частные компании, выступая главным экономическим спонсором «русских» регионов Эстонии. Представляется, что честное признание своей роли в этом регионе, совместные с бизнесом действия по укреплению политического и экономического влияния позволили бы России гораздо более эффективно защищать свои национальные интересы и интересы своих соотечественников как в международных организациях, подобных ЕС или Форуму балтийских стран, так и в самой Эстонии. Так что вместо реляций об успехах развития портовой инфрастуктуры на русской Балтике, которые с учетом искусственной протекционистской политики выглядят несколько фальсифицированными, Москва, продолжая развивать собственные порты, могла бы занять более активную позицию по формированию и защите российской транспортной политики во всем Балтийском регионе. Учитывая современное экономическое и политическое состояние ЕС, ситуацию на рынке энергоносителей и глобализацию экономики, справедливо и необходимо было бы совместными действиями бизнеса и политики вывести вопрос обеспечения транзита из двусторонних отношений с государствами Прибалтики на международный уровень ЕС–Россия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
448
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
298
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2151
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1666

Другие новости