0
715
Газета Идеи и люди Печатная версия

21.10.2005

Половинка от фуэте,

Тэги: кострома


Национальный балет «Кострома» – это не имеющие аналогов программы, тысячи представлений в России и по всему миру, профессиональное хореографическое училище, правительственные награды и звания... Костромская прокуратура после четырех лет существования автономной некоммерческой организации (АНО) «Национальный балет «Кострома» заявила о неправомочности ее создания.

С самого начала 1990-х государство бьется над тем, как сделать финансирование сферы культуры более эффективным. Ведь солидная часть выделяемых средств достается многочисленному аппарату и обслуживающему персоналу. Выход есть. Новые организационно-правовые условия деятельности учреждений культуры. О необходимости создания условий для активного привлечения инвестиций из других, помимо государственных, источников в культуру заявил президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию. Одной из таких эффективных форм является автономная некоммерческая организация (АНО). Именно она позволяет максимально рационально использовать государственную собственность, бюджетные средства, привлекать корпоративные и частные деньги.

В числе первых это поняли в Костромской области. В 2001 году губернатор В.Шершунов принимает решение о преобразовании государственного учреждения «Государственный ансамбль танца «Кострома» в автономную некоммерческую организацию «Национальный балет «Кострома». Ключевое слово в предыдущем предложении – «преобразование». Соучредителем «Национального балета «Кострома» выступила «Славнефть-Мегион». Финансирование коллектива стало частично вестись на основе учредительных взносов. В договорных обязательствах балета «Кострома» появился пункт о культурном обслуживании Костромской области, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья с целью пропаганды Костромской области как участника культурных программ государственного и международного значения.

Активность коллектива возросла на порядок. Удалось привлечь артистов из других российских городов, организовать гастрольные поездки. «Кострома» представила национальную программу в 20 странах мира (Германия, Австралия, Япония, Китай, Италия, Испания, Финляндия, Новая Зеландия, Новая Каледония, Хорватия и др.), участвовала в правительственных концертах и мероприятиях, проводимых администрацией Костромской области. 1000 концертов, среди которых немало благотворительных. При балете открыто профессиональное хореографическое училище «Губернская балетная школа». Кстати, редчайший случай для современной России: последние годы такие учебные заведения в основном закрывают.

И вдруг, как гром среди ясного неба, – создание балета неправомочно┘

Не хочется утомлять юридической риторикой. Кстати, адвокат балета Николай Котов пока не напоминает правоохранительным органам о том, что срок опротестования постановления давно истек. Речь о другом: независимые юристы считают, что все было сделано правильно. Суть законов, разъясняет Н.Котов, в том, что создавать с нуля АНО и передавать им государственную собственность нельзя, а преобразовывать учреждения культуры в АНО и передавать им в собственность закрепленное до этого за ними же имущество можно.

Кстати, суд, приняв заявление к производству, потребовал от заявителя обосновать, чьи права и законные интересы в сфере экономической деятельности затронуты оспариваемым постановлением.

Но в том и дело, что пострадавших от губернаторского постановления нет, есть только выигравшие: зрители, область, государство... А вот случится этому постановлению быть отмененным, такие появятся. И речь здесь, к сожалению, не только о зрителях и российской культуре. Все гораздо прозаичнее. Под стартовавшую в этом году новую программу «Национальное шоу России» были взяты внушительные банковские кредиты и соответственно заложено имущество балета. Два-три театральных сезона – и уже частично погашенный кредит будет возвращен полностью. Но в случае развала балета «Кострома» его имущество отойдет не только государству. В том числе и переданный коллективу со 100-процентным износом особняк в центре города, который практически полностью отремонтирован за счет привлеченных и заработанных средств.

Отметим, что костромская администрация в соответствии с законом оказывала экономическую поддержку балетному коллективу. В среднем за минувшие четыре года ее ежегодные взносы составили около 10% от общего бюджета балета. Однако областной бюджет (представим себе гипотетическую ситуацию, что иск удовлетворен) вряд ли способен полностью взять балет и хореографическое училище на содержание. Ведь около 90% средств коллектива – это доходы от гастролей и привлеченные средства.

Кстати, о «Национальном шоу России». Руководство балета считает его вершиной своей деятельности. 100 спектаклей в фольклорном жанре на одной московской сцене – случай уникальный для столицы. Специально созданные для представления костюмы с богатейшей ручной вышивкой, лазерная анимация и пиротехнические эффекты┘ «Это самая большая наша победа, – говорит президент «Национального балета «Кострома» Елена Царенко о летних гастролях, – мы достучались до зрителя разного уровня, был ли это иностранец из Америки, Европы или Австралии, наш пенсионер, школьник┘ Кстати, именно десятиклассники «поднимали» зал». Масштабная грандиозная программа, цель которой – показ великой, сильной, державной России, получила очень высокую оценку и у критиков. Как написала об увиденном шоу одна из столичных газет, «вот вам и российский «Чикаго».

Адвокат Центральной коллегии адвокатов Москвы Николай Котов отметил, что сотрудники госорганов опрометчиво заявляют о возвращении балета в прежний, государственный статус. Это невозможно. При отмене постановления губернатора «О создании АНО «Национальный балет «Кострома» момент реституции (т.е. в данном случае возврата к старому юридическому лицу), заявляет юрист, не наступает. Организация ликвидируется полностью, имущество уходит частично кредиторам, частично государству, артисты – главное достояние любого творческого коллектива – в этом случае скорее всего примут до сих пор отвергаемые предложения о сотрудничестве из других регионов страны и из-за рубежа. Будет поставлен крест и на хореографическом училище, и на многом другом. Затем, если кто-то захочет, нужно будет вновь принимать постановление о создании балета, выделять здание, закупать костюмы и т.д. То есть – все с нуля. На формирование нынешнего коллектива у президента «Национального балета «Кострома» Елены Царенко ушло почти 15 лет┘

В самом балете уверены, что произошла какая-то ошибка. Президент «Национального балета «Кострома» Елена Царенко напоминает, что сегодня в России народным искусством занимаются единицы. И надеется, что следственные органы вскоре во всем разберутся и отзовут заявление. Сделают, как говорится, половину фуэте (в балете поворот вокруг себя на одной ноге). Есть время.

Между тем на ситуацию вокруг балета «Кострома» необходимо взглянуть и с другой стороны. В Костроме пытаются «подрезать ахиллы» (есть такое словосочетание в балетном жаргоне) не только местному балету, но и АНО из других регионов. Дело в том, что в России большое количество учреждений культуры за последние годы стали автономными некоммерческими организациями. Лидирует Тюменская область. Здесь статус АНО получили 10 государственных учреждений культуры, в их числе Тюменская филармония, драмтеатр, ОДК «Нефтяник», Тобольский государственный театр драмы и комедии, областная научная библиотека. На очереди еще два государственных учреждения области – Тюменский колледж искусств и Тобольское училище искусств. Преобразовываются в АНО госучреждения культуры других регионов. Необходимо отметить, что реформа в этой сфере идет очень и очень сложно, а ее предварительные итоги спорны. Деятели искусства сомневаются, смогут ли организации культуры эффективно развиваться и зарабатывать самостоятельно, когда лишатся обязательного государственного финансирования, а перейдут на систему госзаказов и учредительных взносов. Справятся ли с такой свободой┘

Деятельность автономной некоммерческой организации «Национальный балет «Кострома» подтверждает эффективность этой организационно-правовой формы. Но действия прокуратуры создают прецедент. Оказывается, если учреждение культуры успешно, опасность его ждет с другой стороны.

 

Постскриптум

 

Председатель комитета Госдумы по культуре Иосиф Кобзон в связи с ситуацией, сложившейся вокруг «Национального балета «Кострома», лично направил депутатские запросы на имя генерального прокурора, министров юстиции и культуры. «Национальный балет «Кострома» активно и плодотворно осуществляет деятельность, направленную на пропаганду национальной культуры и искусства. Не имеющие аналогов в мире программы, тысячи представлений в России и по всему миру – это вклад в сохранение российского культурного наследия. Работа членов этого коллектива неоднократно отмечалась правительственными наградами и званиями, на базе балета создано профессиональное хореографическое училище. Об эффективности решения о создании автономной некоммерческой организации «Национальный балет «Кострома», которое оспаривает прокуратура, говорит и тот факт, что здание, переданное в собственность автономной некоммерческой организации учредителем со 100-процентным износом, полностью восстановлено в течение короткого периода времени», – говорится в обращении председателя комитета Госдумы по культуре Иосифа Кобзона. «Искусство хрупкое и прозрачное, а потому разрушать легко, создать же заново практически невозможно», – отмечается в депутатском запросе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org