0
1701
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.11.2011 00:00:00

Дилемма для ШОС

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: шос, сша, узбекистан


Нынешней осенью США активизировали политику в Центральной Азии. 22 сентября Конгресс США отменил действовавшие с 2004 года санкции на оказание военной помощи Узбекистану. В октябре госсекретарь Хиллари Клинтон совершила центральноазиатское турне, посетив Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Ключевыми вопросами переговоров были 1) усиление сотрудничества по стабилизации Афганистана и 2) перспективы развития ситуации в регионе после предполагаемого в 2014 году вывода войск НАТО из этой страны. Особое внимание экспертов привлекли состоявшиеся 22–23 октября переговоры Хиллари Клинтон с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

На этом фоне заметен интерес Соединенных Штатов к взаимодействию с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Еще летом американские аналитики заговорили о необходимости расширить сотрудничество с этой организацией. В октябре в СМИ появились сообщения о стремлении администрации Барака Обамы начать переговоры с ШОС об определении формата сотрудничества. Американская дипломатия допускает два варианта. Первый – предоставление Вашингтону статуса наблюдателя ШОС. Второй – получение Соединенными Штатами статуса партнера по диалогу с ШОС.

Интерес Вашингтона к взаимодействию с ШОС появился сразу после открытия американских военных баз в Центральной Азии. В 2002 году администрация Джорджа Буша-младшего зондировала вопрос о возможности вступления США в ШОС или предоставления им статуса ассоциированного члена. Предложения Белого дома поставили в то время ШОС на грань серьезного кризиса. Узбекистан поддерживал предложения США. КНР выступала против. Россия и Казахстан хотели сохранить единство организации и одновременно не желали ссориться с американцами, которые вели войну против движения «Талибан».

Установить партнерство с ШОС Вашингтону в то время не удалось. Причиной стали жесткие шаги администрации Буша в отношении центральноазиатских государств. (Одним из них была жесткая критика руководства Узбекистана за подавление вооруженного мятежа в Андижане в мае 2005 года.) Нынешняя администрация США, похоже, учла ошибки предшествующей. Вашингтон предпринимает ряд мер, которые позволят США подключиться к деятельности ШОС.

Во-первых, Белый дом стремится получить доступ к процессу принятия в ШОС политических решений. Статус партнера по диалогу не предполагает доступа к закрытым документам организации. Но партнер может ознакомиться с их содержанием по запросу к одному из членов ШОС. Заделом для подобной практики может стать возобновление американо-узбекского партнерства.

Во-вторых, Вашингтон поддерживает проекты расширения количества стран – партнеров ШОС. Американцы поддерживают поданную 21 октября заявку Турции, выступают за интеграцию в ШОС Пакистана и Индии, которые активно взаимодействуют с США в военно-политической сфере.

В-третьих, США стремятся перейти к практике избирательного партнерства со странами Центральной Азии. Вашингтон намерен восстановить привилегированное военно-политическое партнерство с Узбекистаном. Но визит Клинтон в Душанбе показал готовность Белого дома начать диалог и с Таджикистаном. Американские эксперты рассчитывают на благодарность киргизской элиты. (Во время майского кризиса 2010 года администрация Обамы выступала против ввода в Киргизию иностранных войск.) Возможно и расширение партнерства США с Казахстаном. В Астане настороженно воспринимают усиление Узбекистана и готовы поискать партнера с целью сбалансировать любое укрепление мощи Ташкента.

Действия США могут изменить характер ШОС. Эта организация создавалась в 2001 году как система поддержания региональной безопасности. В основу ШОС были положены принципы российско-китайской Московской декларации о многополярном мире (1997) и «Большого договора» России и КНР (2001). Они постулировали незыблемость суверенитета и территориальной целостности, уважение права каждой из сторон на выбор собственного пути развития, взаимную поддержку в борьбе с сепаратизмом. Эти принципы были заявкой на альтернативу американским концепциям «расширения демократии» и «смены режимов».

Американцы не против сотрудничества с ШОС по отдельным проблемам. Но в Белом доме хотели бы видеть другую ШОС, где американцы будут влиять на выработку решений. В этом смысле действия США направлены скорее на ослабление, чем на усиление ШОС.

Перед ШОС может возникнуть та же дилемма, что и в 2002-м. Диалог с Вашингтоном ей необходим для укрепления региональной безопасности в Афганистане и Пакистане. Но большинство членов ШОС опасаются прорыва США к механизмам принятия решений. Поэтому Москве и Пекину придется решать принципиальный вопрос: как выстроить диалог ШОС с США в условиях, когда Вашингтон заинтересован в диалоге с центральноазиатскими странами в обход России и КНР?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1495
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
742
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3869
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2998

Другие новости