0
11126
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.10.2014 00:01:00

Как Булгакова заставляли корректировать текст пьесы Дни Турбиных

Тэги: исторические документы, ссср, театр, константин станиславский, михаил булгаков


исторические документы, ссср, театр, константин станиславский, михаил булгаков В новой реальности оказались люди из прежней. Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в МХТ. Фото 1926 года

№ 65 К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ – А.С. ЕНУКИДЗЕ О «НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ» В ТЕКСТЕ ПЬЕСЫ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»

12 февраля 1932 года.

Москва, 12 февраля 1932 года

№ 033

Глубокоуважаемый Авель Сафронович!

Посылаю Вам только что отпечатанный экземпляр пьесы «ДНИ ТУРБИНЫХ».

Учтя высказанные Вами мысли о необходимости некоторых изменений в тексте и желая, чтоб эти изменения вошли бы органически в пьесу, – Театр обратился к автору «ТУРБИНЫХ» М.А. Булгакову с просьбой представить нужные изменения. М.А. Булгаков предложил следующее.

Стр. 6. Фразу: «А мужички там эти под Трактиром. Вот эти самые богоносцы окаянные сочинения господина Достоевского» –

заменить фразой:

«А там под Трактиром вот эти самые добродушные мужички сочинения графа Льва Толстого».

Стр. 6. Фразу: «Взял я этого богоносного хрена за манишку...»

заменить фразой:

«Взял я этого толстовского хрена за манишку...»

Стр. 30. Фразу: «Чтоб наши богоносцы не заболели бы московской болезнью»

заменить фразой:

«Чтобы наши мужички не заболели бы московской болезнью».

Следующую за этим фразу: «Коего чорта было разводить всю эту мразь с хвостами на головах!» – исключить совсем.

Стр. 43. Фразу «Ни один человек не говорит на языке страны...»

заменить фразой:

«Ни один мой офицер не говорит на языке страны...»

Стр. 44. Фразу: «Слухаю, ваша светлость» – заменить на «Слушаю, ваша светлость».

Следующие затем слова: «временно исполняющий обязанности... я думаю... я думаю... думоваю...» – исключить совсем.

Стр. 96. Фразу: «Теперь пошли дела богоносные» – заменить фразой:

«Теперь пошли дела не наши».

На основании специфически свойственных Театру соображений – главным образом, ввиду крайней бедности репертуара Театра в настоящее время, в связи с болезнью В.И. Качалова и О.Л. Книппер-Чеховой, – Театр наметил для первых спектаклей пьесы «ДНИ ТУРБИНЫХ» 18, 22, 26 и 29 февраля. Однако Театр считает, что до получения от Вас разрешения на выпуск пьесы он не может официально включить эту пьесу в репертуар и начать продажу билетов. Боюсь, что в результате такого стеснения в репертуаре, вызванного болезнями, Театр может понести убытки.

С глубоким уважением

К. СТАНИСЛАВСКИЙ

ГАРФ. Ф.Р-3316. Оп. 67. Д.18. Л. 5-5об. Машинописный подлинник на бланке с эмблемой Московского художественного театра. Последняя фраза и подпись – автограф Станиславского.


25 января 1932 г. М.А. Булгаков сообщил П.С. Попову: «[...] Вы уже знаете? Дошло к Вам в Ленинград и Тярлево? Нет? Извольте: 15-го января днем мне позвонили из Театра и сообщили, что «Дни Турбиных» срочно возобновляются. Мне неприятно признаться: сообщение меня раздавило. Мне стало физически нехорошо. Хлынула радость, но сейчас же и моя тоска. Сердце, сердце!» (Булгаков М. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10: Письма. М.: Голос, 2000. С. 292). Булгаков продолжает: «Я знаю: в половине января 1932 года, в силу причин, которые мне неизвестны и в рассмотрение коих я входить не могу, Правительство СССР отдало по МХТ замечательное распоряжение пьесу «Дни Турбиных» возобновить. Для автора этой пьесы это значит, что ему – автору возвращена часть его жизни. Вот и всё» (там же, с. 294). Лидия Яновская приводит рассказ Ф.Н. Михальского: «На премьере «Страха» (24 декабря 1931 года) Сталин спросил: «А почему у Вас не идут «Дни Турбиных»?» – «Да запретили... И даже декорации уничтожили...» Назавтра позвонил Енукидзе: «Сколько Вам нужно времени, чтобы восстановить спектакль?» – Ну, тут, кончено, сами понимаете... Одним словом, через месяц спектакль шел». Л. Яновская справедливо отмечает, что Михальский «чуть-чуть «стянул» даты» (Дневник Елены Булгаковой/ Сост. В. Лосева и Л. Яновской. М.: Книжная палата, 1990. С. 23). В примечании к письму Булгакова приводится фрагмент из дневника Ю.Л. Слезкина, из которого следует, что в МХТ 21 февраля на просмотре «Страха» Афиногенова присутствовал «Хозяин»: «Страх» ему будто бы не понравился, и в разговоре с представителями театра он заметил: «Вот у вас хорошая пьеса «Дни Турбиных» – почему она не идет?» Ему смущенно ответили, что она запрещена. «Вздор, – возразил он, – хорошая пьеса, ее нужно ставить, ставьте». И в десятидневный срок было дано распоряжение восстановить постановку...». Из письма Станиславского Енукидзе хронология воскресения пьесы Булгакова выглядит по-иному. Однако контекст принципиально принятого решения о разгоне РАППа и рапповской агентуры в советской литературе, театре и искусстве в целом был однозначен. Афиногенов был кадровым рапповцем. Булгаков был и оставался главной мишенью авербаховско-киршоновской травли. Разгром РАППа неминуемо должен был сопровождаться восстановлением исторической справедливости по отношению к Булгакову. О сути цензурных изменений в сохранившихся документах (дневниках, письмах, протоколах) свидетельств нет.


№ 66 А.С. ЕНУКИДЗЕ – К.С. СТАНИСЛАВСКОМУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ТЕКСТЕ ПЬЕСЫ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»

13 февраля 1932 года.

Директору МХАТ Союза ССР

Многоуважаемый Константин Сергеевич.

Те поправки, которые внесены в последний текст пьесы «Дни Турбиных» на основании моих устных высказываний и которые перечислены в Вашем письме за № 033 от 12 февраля, не встречают возражений с моей стороны.

Таким образом, текст в этом виде допускается к постановке.

Во втором действии (четвертая картина) надо несколько смягчить бандитские костюмы петлюровцев.

Пьесу можно включить в афишу для постановки на 18 февраля, без выпуска специальной афиши, а в обычном порядке среди общего репертуара.

Ставить пьесу в каждые 4 дня, как указано в Вашем письме, нежелательно, это слишком часто. Получается поощрение и выпячивание пьесы, что недопустимо.

С искренним приветом

А. ЕНУКИДЗЕ.

Помета Л. Минервиной за 13 февраля 1932 года: «В архив. Папки театр[альных] дел».

ГАРФ. Ф.Р-3316. Оп. 67. Д. 18. Л. 3–4. Автограф А. Енукидзе.

Публикуется по кн.: Музыка вместо сумбура. Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991. Сост. 

Л. Максименков. М., 2013.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
963
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
956
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
917
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
860

Другие новости