1
5475
Газета Идеи и люди Печатная версия

08.10.2018 18:09:00

Нужно ли пугаться украинской военно-морской базы в Азовском море

За счет чего ВМСУ пытаются достигнуть превосходства над Черноморским флотом России в акватории внутреннего моря

Михаил Самедов

Об авторе: Михаил Юсифович Самедов – адъюнкт Военно-учебного научного центра ВМФ «Военно-морская академия».

Тэги: украина. азовское море, флот, база, международное право, конфликт, россия


украина. азовское море, флот, база, международное право, конфликт, россия Россия без проблем позволила украинской «эскадре» пройти под Керченским мостом. Фото с сайта www.mil.in.ua

Украинское военно-политическое руководство объявило о создании военно-морской базы (ВМБ) в Азовском море. Дебаты на эту тему в стране шли давно. По сути же, официально о намерении создать такую базу президент Петр Порошенко сообщил в Twitter 23 сентября, когда два судна Военно-морских сил Украины (ВМСУ) прошли под Керченским мостом, вошли в Азовское море и пришвартовались в Мариуполе. «Поздравляю наши военные корабли – поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец» – с выходом в Азовское море. Эти суда станут частью вновь созданной военно-морской базы украинского флота на Азове», – написал Порошенко.

Зачем Украине база в Азовском море

В Киеве данное решение связывают в первую очередь с принятым Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) комплексом мероприятий, направленных на защиту национальных интересов в южных регионах, акваториях Азовского и Черного морей. Речь идет об усилении военно-морского присутствия в Азовском море, создании там корабельно-катерной группы ВМС Вооруженных сил Украины (ВСУ), развитии соответствующей инфраструктуры, обеспечении подразделений береговой обороны новейшим высокоточным ракетным оружием и др.

Параллельно кабинету министров поручено безотлагательно принять Морскую доктрину и усовершенствовать нормативно-правовую базу защиты национальных интересов Украины в акваториях Азовского и Черного морей, выработать общую позицию государства с международными партнерами по противодействию Российской Федерации.

Официально заявленными целями создания военно-морской базы являются, во-первых, усиление военного присутствия Украины в Азовском море (до степени господства над Черноморским флотом РФ в акватории) из-за «попыток России фактически начать военно-экономическую блокаду Азовского побережья Украины», во-вторых, желание заставить РФ «пойти на уступки и сесть за стол переговоров» с Украиной и вынудить «убраться из Донбасса и Крыма».

Но кроме этих причин формальным обоснованием для принятия решения о создании военно-морской базы является стремление Украины выдать за агрессию ответные меры РФ в акватории Азовского моря, связанные с незаконным задержанием экипажей российских судов. Как известно, российские сейнер «Норд» и танкер «Механик Погодин» до сих пор находятся в украинских портах (Бердянске и Херсоне) вместе с экипажами.

В соответствии с морской терминологией, принятой в России, под военно-морской базой понимается, во-первых, район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий маневр сил. Во-вторых, ВМБ – это оперативно-тактическое территориальное объединение ВМФ, предназначенное для решения задач по поддержанию благоприятного оперативного режима в назначенной ей зоне ответственности, обеспечению развертывания (переразвертывания) и возвращения сил флота в пункты базирования, восстановления их боеспособности, а также по защите судоходства и системы базирования флота.

В состав ВМБ могут входить соединения боевых кораблей с противолодочным оружием и минно-тральным вооружением, корабли охраны водного района, части береговых войск, специальные части и подразделения. При этом базирующимся кораблям и береговым подразделениям должны быть предоставлены все виды обеспечения.

По длительности пребывания кораблей военно-морские базы делятся на постоянные и временные. По расположению относительно районов действия сил – на передовые, основные и тыловые.

Почему именно Бердянск

Местом для создания базы ВМСУ выбран портовый город Бердянск, имеющий солидные торговые мощности и масштабный причальный фронт. Кроме того, есть возможность дальнейшего развития порта при поддержке третьих стран. В правительстве Украины подчеркнули, что создать военно-морскую базу на Азовском море необходимо до конца года.

Командование ВМСУ собирается сформировать и развернуть там бронекатерный дивизион. Береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными и артиллерийскими установками.

С военной точки зрения и с учетом физико-географических условий региона, в том числе навигационно-гидрографических, иметь военно-морскую базу в Азовском море совершенно бессмысленно. В международно-правовом отношении в случае закрытия Россией Керченского пролива база на Азовском море окажется абсолютно изолированной с моря и утратит оперативно-тактический смысл. В таком случае логично предположить, что наряду с заявленными целями создания ВМБ существуют и скрытые.

Понятно, что создание ВМБ в Бердянске еще больше обострит отношения между Россией и Украиной, а также дестабилизирует обстановку в регионе Азовского моря. В результате появится еще один очаг напряженности у границ РФ. Значит, Москве придется идти на дополнительные финансовые траты. Не исключено, что таким образом предпринимается попытка спровоцировать ВМФ РФ на силовое вмешательство при обострении обстановки, создать образ агрессора, подорвать международно-правовой авторитет России. При подобном развитии событий Киев получит возможность обосновать необходимость финансовой военной помощи со стороны западных держав. Кроме того, руководству Украины обострение ситуации позволит усилить русофобские настроения в обществе. И наконец, действующий президент Украины получит шанс на объединение антироссийски настроенного электората перед выборами главы государства.

От минной угрозы до диверсий

Задачи, которые могут быть поставлены перед силами военно-морской базы, вполне понятны. ВМБ должна обеспечивать создание и поддержание благоприятного оперативного режима в территориальном море Украины. Что должно обеспечить безопасность прохода судов в порты Украины и затруднить судоходство в порты России. Во втором случае может быть (если говорить о теоретических вариантах) создана минная угроза в территориальном море РФ.

Бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук уже заявлял о необходимости заминировать Азовское море (см. «НГ» от 21.07.18). По словам военачальника, это позволит предотвратить потери страны от деятельности кораблей ВМФ России. Адмирал выразил уверенность в том, что только проложенные по морю «взрывные и неразрывные ограждения» дадут возможность предотвратить потери от действий российских военных кораблей и обезопасить страну от потенциальной высадки десанта из РФ. Естественно, планируется усилить и противодесантную оборону торговых портов украинского побережья (Мариуполя и Бердянска).

Благодаря созданию новой ВМБ удастся вести слежение за вероятным противником с помощью созданных подразделений радио- и радиотехнической разведки, а также радиопеленгования. Не исключается и проведение диверсий на территории России силами специальных подразделений, развернутых на территории данной ВМБ.

Другой вопрос: есть ли у ВМСУ силы и средства для проведения подобных операций? Сейчас расклад сил таков. С 2014 года в Бердянске и Токмаке дислоцируется 501-й отдельный батальон морской пехоты. Из боевых единиц флота в регион Азовского моря переброшены по суше малые бронированные артиллерийские катера P177 «Кременчуг» и P178 «Лубны», а также морским путем – буксир А830 «Корец» и корабль управления А500 «Донбасс». Кроме того, ВМСУ в Азовском море могут пополнить переданные 27 сентября с.г. Береговой охраной США два списанных патрульных катера Cutters Drummond и Cushing класса Island (после доставки их из Балтимора).

По словам председателя Государственной пограничной службы Украины Петра Цигикала, до конца года в Бердянск направят 270 бойцов спецназа, а в дальнейшем их количество будет увеличено до 1 тыс. человек.

В состав ВМБ в Бердянске также могут войти в случае покупки у Дании три катера типа «Флювефискен» – для проведения минных постановок и противоминных операций.

216-5-2_t.jpg
«Донбасс» вместо Бердянска пришвартовался в Мариуполе.
Фото с сайта www.mil.gov.ua

Как поделить Азовское море

Международно-правовой основой применения вооруженных сил любой страны мира, в том числе Украины, являются нормы международного права, положения межгосударственных и союзных (коалиционных) договоров и соглашений. Документально эти положения закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций, резолюциях Совета Безопасности ООН, Гаагских конвенциях 1907 года, Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним 1977 года и др.

Статус Азовского моря и Керченского пролива в целом, без разделения на российскую и украинскую части, с точки зрения международного права не вызывает сомнений. Согласно части IX Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS-82) Азовское море является «замкнутым или полузамкнутым морем», а Керченский пролив – «узким проходом», с помощью которого это море сообщается с Черным морем.

Смысл термина «замкнутое или полузамкнутое море», согласно UNCLOS-82, заключается в том, что море окружено двумя или более государствами и полностью или главным образом состоит из территориального моря и исключительной экономической зоны двух или более государств. Азовское море полностью окружено Россией и Украиной, и даже потенциально в связи с небольшими размерами (наиболее отстоящая от береговой линии точка находится от нее на расстоянии, не превышающем 60 морских миль) не содержит участка, выходящего за пределы исключительной экономической зоны государств.

В Договоре между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года статус Азовского моря был четко определен сторонами. Согласно договору, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины. Азовское море разграничивается линией государственной границы в соответствии с соглашением между сторонами. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Тогда же президенты России и Украины приняли совместное заявление, в котором еще раз подтвердили, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Украины и РФ, а регламентация вопросов, касающихся данной акватории, осуществляется по соглашению между двумя странами в соответствии с международным правом.

В настоящее время Украина допускает возможность изменения международно-правового статуса Азовского моря, о чем неоднократно заявляли ее официальные представители. По словам первого заместителя министра иностранных дел Украины Антона Бутейко, «Киев предлагает внести в российско-украинский договор изменения, которые позволят рассматривать акваторию моря не как внутренние воды, а как акваторию, где будет применяться международное право, что позволит выйти из тупика, в котором сейчас находятся переговоры».

Таким образом, просматривается явное стремление Киева к денонсации договора 2003 года, изменению международно-правового статуса Азовского моря с целью беспрепятственного захода в него военных кораблей и судов третьих стран, в первую очередь антироссийской ориентации, для создания очередного очага напряженности у границ России. Совет национальной безопасности и обороны Украины уже принял решение «об усилении военного присутствия в Азовском море и обеспечении подразделений береговой охраны новейшим высокоточным ракетным оружием».

Действия официальных представителей Украины входят в противоречие с ранее достигнутыми договоренностями, а также с правовым принципом эстоппель, согласно которому государства должны быть последовательными в своих действиях и не отрицать уже признанный ими факт. Последовательность в международно-правовой позиции государства – это и предсказуемость в поведении, и в конечном счете юридическая безопасность государств – членов международного сообщества.

О чем говорит международное морское право

В то же время распространение на Азовское море принципов и норм международного морского права для России вовсе не страшно. Введение этих принципов и норм позволило бы решить многие проблемы и положительно отразилось бы на общем уровне межгосударственных отношений двух стран. Общеизвестно, что Конвенция по морскому праву содержит обстоятельный план мирного урегулирования споров по вопросам использования морских пространств и подробно регламентирует режимы рыболовства, судоходства, защиты и сохранения морской среды и т.д., которые предстоит согласовать сторонам и для акватории Азовского моря.

Что касается проблемы захода иностранных военных кораблей в акваторию Азовского моря, то в этом случае следует обратить внимание на положения Конвенции 1936 года (Конвенция Монтрё) – специального международного договора, определяющего порядок прохода судов через черноморские проливы и устанавливающего ограничения для военных кораблей нечерноморских стран в акватории только Черного моря. Акватория же Азовского моря не охватывается территориальной сферой действия этой конвенции независимо от его правового статуса и поэтому не может быть открыта для захода нечерноморских военных кораблей.

Проблему правового статуса Азовского моря необходимо решать в контексте современных процессов, происходящих в регионе. Это крайне важно. Дело в том, что двусторонняя договоренность РФ и Украины о придании Азовскому морю статуса внутренних вод двух государств преследовала главную цель – исключить возможность свободного захода иностранных военных кораблей и торговых судов в Азовское море. Что особенно актуально, если принять во внимание вероятное вступление Украины в НАТО и интересы внутриконтинентальных прикаспийских государств, имеющих право на свободный доступ к морю.

Реальна ли морская блокада российских портов

Если военно-политическое руководство Украины решится применить минное оружие в акватории Азовского моря, это может косвенно привести к морской блокаде российских портов региона. Такие действия способны сделать небезопасным мореплавание кораблей и судов не только РФ, но и других государств, следующих в порты России или стран Черноморского региона.

От того, является морская блокада законной или незаконной с точки зрения международного права, зависит правомерность или неправомерность действий военного флота блокирующего государства и степень его политической и материальной ответственности за такие действия. В современном международном праве признается агрессором то государство, которое первым установит морскую блокаду портов или побережья другого государства.

Военно-морская блокада может признаваться правомерной только в том случае, если она вытекает из права государств на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН) или является действием, предпринимаемым для «поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 42 Устава ООН). Морская блокада, осуществляемая в нарушение Устава ООН, должна квалифицироваться как вооруженная агрессия. Согласно современному международному праву считается агрессией и так называемая мирная блокада. Блокадные действия в форме мирной блокады противоречат ст. 41 Устава ООН. Применение силы одним государством против другого – в форме морской блокады или под предлогом репрессалий – противоречит международному праву. Репрессалии, составляющие угрозу применения вооруженной силы в отношениях между отдельными государствами, Устав ООН объявляет незаконными.

Морская блокада как средство и метод навязывания политических, экономических, военных и иных условий несовместима с принципами уважения суверенитета, территориальной целостности, ненападения и невмешательства во внутренние дела других государств, является вооруженной агрессией со всеми вытекающими отсюда последствиями. В руках агрессивных государств морская блокада становится средством вмешательства во внутренние дела других стран, формой диктата и орудием подавления национально-освободительного движения народов.

Морская блокада может объявляться только во время войны между государствами. Стороны, ведущие гражданскую войну, не вправе осуществлять блокадные действия за пределами территориальных вод своего государства. Зоной блокадных действий принято называть часть театра военных действий на море, в пределах которой блокадные силы выполняют боевую задачу, преследующую цель прервать всякие, и особенно торговые, связи блокируемого государства с внешним миром.

Заметим, что участники Лондонской конференции 1908–1909 годов (Англия, США, Франция, Россия, Германия и др.), принявшие Декларацию о морской блокаде, не пожелали определить границы зоны блокадных действий «в определенных и неизменных цифрах». Район действия блокирующих сил, согласно декларации, должен оставаться «всегда ограниченным», «может распространяться достаточно далеко», но не охватывать все пространство отдельных морей, где плавают торговые суда. Блокирующее государство обязано определить лишь географические «границы блокируемого побережья».

Таким образом, создав ВМБ, военно-политическое руководство Украины в очередной раз обострит отношения с Россией. Вполне вероятно, что в выигрыше от этого окажется Запад. Особое опасение вызывают планы минирования акватории Азовского моря и блокады российского побережья, осуществление которых может привести к вооруженному противостоянию.

Вместе с тем имеющиеся в распоряжении ВМС Украины силы и средства на Азовском море не способны выполнить весь спектр возможных задач. Поэтому нельзя исключить имитацию деятельности военно-политического руководства Украины по введению в заблуждение российского руководства.

Однако перечисленные мероприятия могут способствовать концентрации войск Операции объединенных сил ВС Украины на южной границе Донецкой области, а также росту активности украинских националистических движений. А значит, к возможной эскалации конфликта и дальнейшему обострению российско-украинских отношений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Putler Kaput 10:20 09.10.2018

===ответные меры РФ в акватории Азовского моря, связанные с незаконным задержанием экипажей российских судов. ... «Норд» и ... «Механик Погодин» === Вот ведь странность, если задержание российских судов и их экипажей действительно незаконно, а позиция РФ в этом безупречна, то почему в качестве "ответных мер" применяется не обращение в международные инстанции и суды, а фактическая блокада украинских портов на Азове? Тем более автор так подробно осветил условия правомерности блокады.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Чем помогут "Единой России" современные губернаторы

Чем помогут "Единой России" современные губернаторы

Для превращения в политических тяжеловесов недостаточно одноразовых электоральных успехов

0
5471
Россия инвестирует в охваченный беспорядками Иран

Россия инвестирует в охваченный беспорядками Иран

Ольга Соловьева

Москва может дать Тегерану кредит в 5 миллиардов долларов

0
4673
Россия и Германия объединяют усилия для решения проблемы утилизации мусора

Россия и Германия объединяют усилия для решения проблемы утилизации мусора

Олег Никифоров

Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) представила цифровую площадку germantech и письмо-обращение по обращению с отходами

0
425
Атомная подводная лодка «Кузбасс» провела торпедную атаку субмарины условного противника

Атомная подводная лодка «Кузбасс» провела торпедную атаку субмарины условного противника

Николай Воскресенский

0
966

Другие новости

Загрузка...
24smi.org