0
9880
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

16.10.2017 00:01:00

Границы Украины могут подвергнуться ревизии не только на востоке

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: украина, закон, образование, критика, венгрия, польша, конфликты


украина, закон, образование, критика, венгрия, польша, конфликты Фото Gettyimages

В начале октября в украинском кризисе произошел тревожный для Киева поворот. Сопредельные с Украиной государства, недовольные новым украинским законом «Об образовании», стали обсуждать координацию своих действий. 3 октября министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто после встречи со своим румынским коллегой Теодором Мелешкану заявил, что Будапешт и Бухарест совместно выступят против принятого Киевом закона. А 6 октября Мартон Генгеши, заместитель главы комитета по международным делам парламента Венгрии, призвал Москву объединить усилия с Будапештом для совместного давления на Украину. Это пока еще не внешний форум по обсуждению национальной политики Киева, но заявка на создание переговорного формата – налицо.

Двусмысленной осталась позиция Варшавы. Еще 8 сентября МИД Польши заявил, что надеется на консультации с Киевом по данной проблеме. Но 12 сентября заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий указал: «Мы хотели бы Украину также предостеречь, чтобы эти изменения не вызвали конфликта с международными обязательствами Украины о языках национальных меньшинств». Что можно прочитать и так: действия Украины при определенных условиях, возможно, вступят в противоречия с ее обязательствами по интеграции в ЕС. Соответственно Венгрия и Польша могут в будущем обсудить вопрос о действиях Украины в рамках Вышеградской группы.

Причиной конфликта стало подписание президентом Петром Порошенко закона «Об образовании». Он предполагает отказ к 2020 году от школьного образования на любом языке, кроме украинского. В Киеве полагали, что этот закон ударит в первую очередь по русскоязычному населению Восточной Украины. Но, как оказалось, он нанес удар и по ее самой западной части, где проживают значительные венгерские, румынское и польские меньшинства. Этот момент особенно тревожен для Киева, поскольку у всех трех стран (Венгрии, Румынии и даже Польши) есть латентные пограничные проблемы с Украиной.

Современная западная граница Украины сформировалась довольно поздно. В сентябре 1939 года после поражения Польши в войне с Германией в состав СССР вошли территории нынешних Волынской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской областей. В 1940 году Румыния передала СССР Северную Буковину, которая стала Черновицкой областью Украинской ССР. (Это решение подтвердил Парижский мирный договор 1947 года между Румынией и державами – победительницами во Второй мировой войне.) В 1944 году к УССР отошла Закарпатская область, населенная русинами и венграми. По Люблинскому договору 1945 года Советский Союз передал Польше город Белосток и прилегающими уездами, а Польша передала СССР город Владимир-Волынский с прилегающей территорией. В дальнейшем западная граница УССР, сформировавшаяся в 1945 году, стала западной границей Украины.

Но за минувшие три года Киев сам создал правовую базу для ее делегитимизации. Кампаниями по «десоветизации» и «отказу от советского наследия» сам собой ставится вопрос о том, является ли современная Украина правопреемником Украинской ССР. Если Киев отказывается от советского прошлого, то законно ли присоединение к Украинской ССР западных областей, осуществленное в 1939–1945 годах? Проблема национальных меньшинств может побудить Венгрию и Румынию сильнее вмешаться во внутриукраинский политический процесс. Речь пока не идет о выдвижении ими территориальных претензий к Украине на Закарпатье и в Черновцах (хотя Румыния уже выдвигала территориальные претензии к Украине на шельф острова Змеиный). Но при определенных условиях такой сценарий может стать реальностью.

Первый вариант: коллапс центральной власти в Киеве. Он может произойти как в результате нового поражения Украины на Донбассе (почти неизбежного в случае перехода к полномасштабным военным действиям), так и под влиянием масштабного экономического кризиса. В этом случае автономии могут потребовать для себя такие народы Западной Украины, как русины и гуцулы. На повестку дня встанет вопрос о создании венгерских и румынских автономий под внешней гарантией со стороны Будапешта и Бухареста.

Второй вариант: вовлечение в конфликт Европейского союза. Администрация Порошенко декларирует интеграцию в ЕС как стратегическую цель. Но в этом случае Будапешт и Бухарест смогут вовлекать в конфликт институты ЕС – например, для мониторинга ситуации с венгерским и румынским меньшинствами. Такой вариант сам по себе ослабит контроль Киева над регионами крайне западной части страны.

Третий вариант: становление субъектности Галиции. На сегодняшний день такой разлом пока маловероятен. Но масштабные волнения в Виннице в декабре 2014 года продемонстрировали, что такой вариант исключать в принципе нельзя. Галиция (то есть Западная Украина, вошедшая в состав УССР в 1939 году) декларирует своей стратегической целью интеграцию в ЕС. Для Киева приоритет – сохранение территориальной целостности Украины, а в идеале – и восстановление ее границы на 1 января 2014 года. Но в том-то и парадокс, что Украину не могут принять ни в какие евро-атлантические структуры при наличии двух не решенных для нее территориальных конфликтов.

Отсюда один шаг до появления вопроса: что делать западным регионам Украины, если стремление сохранить ее целостность вступит в противоречие с их желанием интегрироваться в ЕС? Теоретически вариантом может стать идея «Европы разных скоростей» – разные украинские регионы интегрируются в ЕС по-разному. Но в этом случае венгерские и румынские районы могут пойти в ЕС еще более ускоренно, чем остальная Украина.

На сегодняшний день это пока гипотетические сценарии. Для США и стран ЕС приоритетом выступает сохранение единой Украины любой ценой как гаранта невосстановления бывшего СССР. Но в случае ослабления их внимания к Украине это может стать сигналом для сопредельных стран вернуться к обсуждению территориальных противоречий с Киевом. Имея вооруженный конфликт на востоке, Украина едва ли сумеет удержать контроль над крайне западными областями.   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
723
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
953
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
782
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
633

Другие новости