0
5449
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

20.02.2024 18:19:00

Появится ли министерство национальной политики и иммиграции

Функции контроля, учета и противодействия нелегальному переселению иностранцев нельзя передавать гражданскому ведомству

Михаил Бурда

Об авторе: Михаил Александрович Бурда – миграционный эксперт, доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по городу Москве.

Тэги: миграционная политика, нелегальные мигранты, министерство национальной политики и иммиграции, экспертное мнение


миграционная политика, нелегальные мигранты, министерство национальной политики и иммиграции, экспертное мнение Фото агентства городских новостей "Москва"

Российская миграционная политика формировалась в несколько этапов. Подходы к ее реализации всегда зависели от идейных нарративов органа исполнительной власти в сфере миграции. Мы помним миграционный комитет при Министерстве труда и занятости населения, потом период в структуре МВД, образование Федеральной миграционной службы, ее выход из структуры МВД, работу в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти, потом расформирование и возвращение всего миграционного функционала в структуру Министерства внутренних дел в рамках созданного Главного управления по вопросам миграции.

Россия остается одним из главных мировых центров миграционного притяжения. Поэтому, рассматривая ее политику в этой области, необходимо обратиться к основным подходам к пониманию миграционных процессов. В каком ключе мы будем рассматривать миграцию и какие задачи в связи с этим ставить в рамках миграционной политики?

Достаточно распространенный экономико-демографический подход рассматривает миграцию в качестве одного из главных инструментов решения проблем старения населения и удовлетворения потребностей рынка труда. Однако его сторонники часто совершенно забывают о безопасности государства. Если такой подход доминирует, то формируется миграционная зависимость целых отраслей, безопасности общества, не работают механизмы интеграции инокультурных внешних мигрантов. Образуются места их компактного проживания, приезжие радикализируются, увеличивается роль диаспор и неформальных лидеров, что в конечном счете оказывает негативное влияние на отношения с местным населением. Наконец, растет количество преступлений, совершаемых иностранцами в отношении местных жителей.

В рамках такого подхода все возрастающие потоки внешней трудовой миграции трактовались исключительно в положительном ключе как результат неизбежных глобальных процессов. Результатом чего стала мантра миграционного лобби: «Без мигрантов нам не обойтись». Все издержки массового притока инокультурной, неквалифицированной рабочей силы перекладываются на россиян. Бизнес, который является основным бенефициаром использования труда мигрантов, никакой ответственности за них не несет. Именно поэтому со стороны бизнеса мы слышим вторую мантру: «Надо больше мигрантов».

Как справедливо отметил в своей речи в ходе XV Всемирного Русского народного собора патриарх Московский и всея Руси Кирилл, нынешние миграционные процессы и их характер представляют серьезный вызов нашей культурной традиции, меняют облик российских городов, приводят к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны, а ценность прибыли от использования труда мигрантов не может быть выше ценности государства, готового отстаивать интересы государствообразующего народа.

Если говорить о приоритетах безопасности государства, общества и личности, то основополагающим концептом государственной миграционной политики должна оставаться правоохранительная деятельность в области иммиграционного контроля, учета, противодействия нелегальной миграции. Эту функцию категорически нельзя передавать в руки «гражданского» миграционного органа. Более того, на мой взгляд, необходимо организовать специальное подразделение миграционной полиции, расширив ее полномочия в части возможности проведения необходимых оперативно-разыскных мероприятий, усиления ее силовой составляющей.

Вместе с тем современная внешняя миграция носит комплексный характер. Среди первоочередных вопросов, решение которых давно назрело, выделяются вопросы привлечения иностранных граждан к временной трудовой деятельности, знания мигрантами русского языка, разработки программ репатриации соотечественников, представляющих коренные народы Российской Федерации, не имеющих собственной государственности. Это лучше, чем бездумная раздача российских паспортов иностранным гражданам, не рассматривающим Россию как свою родину, не желающим ее защищать, жить по нашим законам, правилам и традициям.

Очевидно, что «полицейскому» органу также не с руки заниматься подобными задачами, которые на сегодняшний день разделены между различными институтами исполнительной власти. Поэтому кажется необходимым создать единый исполнительный центр в рамках самостоятельного министерства национальной политики и иммиграции.

На этот орган исполнительной власти было бы целесообразно возложить задачи, связанные с расчетом реальной потребности привлечения иностранной рабочей силы. Стоит вернуться к механизмам жесткого квотирования привлечения неквалифицированных работников, разработать программы организованного и возвратного привлечения трудовых мигрантов по подобию реализуемой в арабских странах системы «Кафала». Нужны различные программы репатриации соотечественников, а также стимуляция добровольного переселения в Российскую Федерацию не являющихся соотечественниками иностранных граждан, высококвалифицированных иностранных специалистов, ученых, инвесторов и членов их семей, лояльных России и готовых к языковой и культурной интеграции в РФ. Отдельно можно выделить задачу, связанную с процессами социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан, которая в настоящее время на системном уровне не ведется, что и приводит к росту криминализации мигрантского сообщества и росту межнационального напряжения в России.

Создание единого самостоятельного органа власти в сфере миграции, безусловно, окажет положительное влияние на процессы управления и координацию деятельности в миграционной сфере, а значит, будет способствовать наведению порядка. Однако, к большому сожалению, этот процесс несколько застопорился, что можно объяснить имеющимся противодействием внутри политической системы.

Государству необходимо определиться, как оно видит миграцию и мигрантов. Либо это будут люди, развивающие человеческий капитал нашей страны, думающие о ней, защищающие ее, воспринимающие ее как родину, или это будет массовая инокультурная миграция, направленная на потакание интересам бизнеса с перекладыванием всех издержек и рисков на местных жителей. Собственно, после решения этой принципиальной задачи и наступит ясность, каким быть органу исполнительной власти в сфере миграции и какие специалисты должны быть в его руководстве и аппарате. 


Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
2380
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
2697
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1722
Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
3398

Другие новости