0
465
Газета Проза, периодика Печатная версия

20.07.2017 00:01:00

Классик как бомба и провокация

О Рембрандте, эротическом амбре, и не только

Тэги: история, живопись, рембрандт, авангард, искусство, ввс, телевидение, интернет, эйзенштейн, пушкин, бендер, венеция, тернер, эротика


Зритель почему-то обязательно зашиблен шедевром...		Рембрандт Харменс ван Рейн. Андромеда. Ок. 1629. 	Королевская художественная галерея Маурицхёйс, Гаага
Зритель почему-то обязательно зашиблен шедевром... Рембрандт Харменс ван Рейн. Андромеда. Ок. 1629. Королевская художественная галерея Маурицхёйс, Гаага

Саймон Шама более писатель, чем ученый, и более коммерсант, чем историк искусства («А что вы хотите – в наш век ТВ и интернетовской алчбы?» – резонно возразил бы нам Шама). Он и книгу посвящает  своему телеменеджеру – Клэр Бивен, без которой «телевидение – и жизнь были бы гораздо скучней».

Так вот о веселье. Если Эйзенштейн говорил, что в  музеи надо  ходить по ночам и одному, то Шама явно за то, чтобы дружной компанией, в бронежилете и каске: 

«У великого искусства ужасные манеры. Благоговейная тишина музейных залов может ввести вас в заблуждение, внушив мысль, что шедевры живописи – это нечто изысканное и деликатное, это зрительные образы, которые умиротворяют вас… На самом же деле они сущие бандиты. Великие полотна коварно и безжалостно вцепляются в вас мертвой хваткой, выбивают почву у вас из-под ног и одним махом переворачивают ваше мировосприятие с ног на голову». 

Собственно, эта великолепная книга – о классике как о бомбе и провокации. Выходит (и чертовски справедливо!), что она круче любого авангарда. Один уже покойный ныне классик ответственно, хоть и не без красного словца говорил, что в самом радикальном модернизме нет такой фигуры, которой бы не было в риторическом репертуаре древних греков. Шама такого же мнения.

«Глаза Рембрандта» идеально подошли бы для серии «ЖЗЛ», – но это не практическое исследование, равно как «Сила искусства» – не теория. Последняя – серия очерков о самых разных художниках – от Караваджо до Ротко. Для знакомства с живописью – идеальное чтение. Если же говорить об аудитории подготовленной, то возникает несколько вопросов.

25-15-12.jpg
Саймон Шама. Глаза Рембрандта/ Пер. с англ. В. Ахтырской. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2017. – 960 с.

Изнуренный агрессивностью классического искусства, Шама несколько фобиален. Его любимое слово «клаустрофия», которая неминуемо охватывает зрителя при виде знаменитых картин. Последний почему-то обязательно зашиблен шедевром, как зазевавшийся прохожий в толпе. Необыкновенный знаток Рембранта и его времени, голландской истории, нравов и всяческих культурологических тонкостей, столь почитаемых сегодня, Шама – прирожденный эротик, не зря ему удается так тонко и интересно проанализировать наготу у Рембрандта (я уж не говорю об стилистических протуберанцах вроде: 

«И от гуашей Тёрнера исходит легкое, но несомненное эротическое амбре!» 

Трудно поверить, что он не видит разницы между историей искусства и историей людей. «Я помню чудное мгновенье…» говорит не Пушкин, а лирический субъект, вполне самостоятельное лицо, не равное ни Пушкину, ни читателю, ни даже Бендеру, присвоившему эти строки в известном романе. Так и с Рембрандтом.

Он действительно загадка (если не издевка над нами). Жизни не хватит, чтобы даже по первому разу прочесть все, что о нем написано. Тогда тем более удивительно, что к большинству его работ мы просто не можем подступиться, и наше понимание их такая же редкость, как лошадь на улицах Венеции.

Уверен, благодаря Шаме начнем.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нидерланды в плену у русских красавиц

Нидерланды в плену у русских красавиц

Нина Иванова

0
651
Цифровая медицина расцветает не для всех

Цифровая медицина расцветает не для всех

От здравоохранения в сельской местности может остаться только Интернет

0
1363
Все смешалось в роддоме Абрикосовых

Все смешалось в роддоме Абрикосовых

Игорь Шумейко

История больницы, которая служила центром практических акушерских знаний

0
704
Квадратура #CHAOSSS’а

Квадратура #CHAOSSS’а

Павел Скрыльников

Идеи сетевого паблика перенесены на бумагу

0
336

Другие новости

Загрузка...
24smi.org