0
813
Газета Печатная версия

19.04.2001

Петит

Ведущий полосы - Иван Куликов Книги рецензировал Никита Соколов Книги для обзора предоставлены "Книжной лавкой востоковеда" (Цветной бульвар, 21/2, м."Цветной бульвар", т. 921-55-96)

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000, 495 с. Серия "Культура народов Востока".

КНИГА "Древнеиндийская цивилизация" занимает в отечественной историографии примерно такое же место, какое в историографии англоязычной занимает "Чудо, которым была Индия", А.Бэшема, то есть место наиболее информативной популярной работы о древней Индии. Третий вариант издания оказался немного переработанным и сильно дополненным по сравнению со вторым. Появилось семь новых глав, исчезли опечатки и иллюстрации, слова "Упанишады" и "Араньяки" стали писаться с большой буквы. Последние две главы являются, по сути, самостоятельными очерками-приложениями. Одна из них посвящена раннему этапу развития российской индологии, а другая - "индийской" стороне жизни известного русского поэта-символиста И.Д. Бальмонта. Еще появилось предисловие автора.

Н.С.

Васубандху. Учение о карме. Предисловие, перевод с санскрита и комментарии Е.П. Островской и В.И. Рудого. - СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 2000, 368 с. Серия "Памятники культуры Востока". Выпуск XIII.

Один из крупнейших буддийских теоретиков древности Васубандху (IV-V вв. н.э.) принадлежал к традиции постканонической Абхидхармы - направления буддийской философии, зародившегося в период сложения и канонической фиксации трактатов третьего раздела Трипитаки - свода буддийских текстов III в. до н.э - I в. н.э. Этот раздел сосбственно и носит название Абхидхармы и включает в себя самые ранние образцы буддийского философствования. В свою очередь, комментирование и систематизация этих текстов составили философскую традицию постканонической Абхидхармы, заложившую концептуальные и понятийные основы буддийского умозрения. "Энциклопедия Абхидхармы" - классический трактат Васубандху и основной источник сведений по этой традиции южноиндийского буддизма. Помимо этого "Энциклопедия" чрезвычайно важна для изучения рецепции индийского буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке: уже в древности "Абхидхармакоша-бхашья" была переведена на китайский и тибетский языки. Санскритский оригинал "Энциклопедии" был обнаружен лишь в 1935 году и произвел переворот в современной буддологии: благодаря ему раннебудийская философия может быть изучена в ее первоначальном виде. Полным комментированным переводом "Энциклопедии" на русский язык занимаются два питерских санскритолога - Е.П. Островская и В.И. Рудой. В 90-х годах были изданы первые три части "Энциклопедии": "Учение об элементах", "Учение о психике", "Учение о мире". "Карма-нирдеша" ("Учение о карме") составляет четвертую часть знаменитой "Энциклопедии" Васубандху. Помимо этого в книгу включены извлечения из первого, третьего и из пятого раздела, интерпертирующего так называемые "буддийские антиномии".

И.К.

Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. К столетию со дня рождения И.М. Рейснера. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000, 367 с., илл.

СБОРНИК состоит из трех разделов: "И.М. Рейснер в воспоминаниях семьи и учеников", "Проблемы истории Индии", "Проблемы исторического и культурного наследия Афганистана". Все это предваряется блестяще написанным очерком жизни и творчества Игоря Михайловича Рейснера (1898-1958), содержащим интересные и весьма драматичные подробности из жизни академической среды довоенного и послевоенного периода (автор Г.Г. Котовский). Рейснер является одним из основоположников российской афганистики. Его монографии до сих пор являются важным источником сведений по новейшей - особенно экономической - истории Афганистана. Монографическая часть сборника также представляет немалый интерес: отметим статьи "Представление о человеке и времени в индийском средневековье" (Е.Ю. Ванин), по исторической географии Афганистана (А.Д. Давыдов), афганском зодчестве (В.Н. Карцев).

Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001, 207 с.

ИНДИЙСКИЙ философский конгресс был основан индийским философом Сарвепалли Радхакришнаном (1888-1975) и первоначально воспринимался западными философами как плод колониализма и интеллектуальной модернизации. На самом же деле ИФК, как показывает его нынешний статус, оказался весьма успешной попыткой аккомодации индийских интеллектуалов на международной философской сцене. ИФК оказывает помощь индийцам, обучающимся и преподающим на Западе, организует конференции, курирует издательскую деятельность. В общем, выполняет роль медиатора между западной гуманитаристикой и индийским интеллектуальным сообществом. Данный сборник - своеобразный hommage ИФК от российской индологии. В него помимо прочих вошли статьи наших ведущих индологов: С.Серебярного (о Тагоре), В.Шохина (о Дайе Кришне) и Натальи Исаевой (о Сатчидананде Мурти).

И.К.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: Референдум в Конституции России есть, но власти его боятся как огня

Константин Ремчуков: Референдум в Конституции России есть, но власти его боятся как огня

0
258
Счетная палата РФ видит риски падения доходов населения в 2019 году

Счетная палата РФ видит риски падения доходов населения в 2019 году

0
371
Загрязнения в нефтепроводе "Дружба" обернутся для России миллиардными потерями

Загрязнения в нефтепроводе "Дружба" обернутся для России миллиардными потерями

0
147
Перекрестное субсидирование выводят на высший уровень

Перекрестное субсидирование выводят на высший уровень

Глеб Тукалин

Энергопотребители устали от недоговороспособности чиновников и сетевой монополии

0
170

Другие новости

Загрузка...
24smi.org