0
2288
Газета Интернет-версия

20.09.2001 00:00:00

Загадка спора

Тэги: Ньяя, философия, книги


Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, пер. с санскрита и коммент. В.К. Шохина. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001, 504 с. Серия "Памятники письменности Востока", CXXIII.

С настоящего момента из шести классических систем индийской философии ньяя была, пожалуй, самой обделенной вниманием со стороны отечественных исследователей-переводчиков. И вот теперь два фундаментальных текста этой системы, "Ньяя-сутры" (III-IV вв., автор неизвестен) и комментарий к ним "Ньяя-бхашья" Ватсьяяны (IV-V вв.), переведены на русский язык, причем в сочетании с подробным историко-философским исследованием.

Отличительной чертой работ Владимира Кирилловича Шохина по индийской философии является постоянное подчеркивание того факта, что ведущей формой философской деятельности в традиционной индийской культуре был диспут, а философское сообщество представляло из себя нечто вроде дискуссионного клуба. Поэтому исследователь должен подходить ко всякому философскому тексту как к содержащему элемент наставления в полемике. Как следствие, одним из излюбленных приемов работы Шохина с исследуемым текстом является реконструкция условного дискурса между сторонником школы, к которой принадлежит текст, и его оппонентами, обычно наиболее характерными. "Ньяя-сутры" с комментарием тем более не избежали этой участи, поскольку основными предметами, которыми занималась ньяя, являлись как раз дискурс, способы его ведения, победа в нем, аргументация и т.д. В западной традиции ньяе соответствуют более всего логика и риторика, а в споре средневековых схоластов об универсалиях - реализм.

С историей возникновения ньяи, конечно, многое неясно, однако предложенная автором исследования схема примерного развития искусства диспута в Древней Индии очень интересна. Она берет начало в ритуальном обычае загадывания загадок ведийского периода. Затем были профессиональные полемисты середины I тыс. до н.э., которые занимались тем, что Аристотель называл эристикой, то есть спорили ради победы в споре, а не ради отстаивания какой-либо точки зрения. Из науки оттачивания софистического мастерства и родилась постепенно ньяя (в переводе с санскрита - метод).

Специальное внимание автор уделяет 16 "каноническим" падартхам (диалектическим предметам) ньяи, а также проблеме авторства "Ньяя-сутр" и вопросу историчности легендарных основателей школы.

Кроме текста перевода "Сутр" и "Бхашьи" и исторического исследования работа содержит комментарии к переводу, словарь реалий, библиографию и указатель имен и названий.

Исследовательская часть издания читается довольно легко и не лишена остроумия. Книга рекомендуется всем интересующимся историей индийской философии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Выборы губернаторов проходят стадию "фестиваль демократии"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Представители малых партий и самовыдвиженцы создадут впечатление высокой конкуренции

0
916
Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Закон не запрещает старушкам лазать по деревьям

Ольга Камарго

70 лет Карлсону, 80 лет Пеппи Длинныйчулок, 105 – переводчице Лилианне Лунгиной

0
1179
Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Цифровой России понадобились свои "Звездные врата"

Анастасия Башкатова

Ключевым направлением для государства стало строительство ведомственных дата-центров

0
1015
Пять книг недели

Пять книг недели

0
373

Другие новости