0
4895
Газета Интернет-версия

26.08.2010 00:00:00

Дерево познается по плодам

Тэги: литература, нонконформист, общество, энергия


литература, нонконформист, общество, энергия «Энергия заблуждения», как у Толстого...
Фото Анны Кролик

Нулевые годы поражают своей литературной тусклостью. То ли дело 90-е. Но, кажется, дело не в том, что яркие писатели исчезли – правильнее сказать, что они вышли из оптического фокуса. Их нет в шорт-листах престижных премий, они не печатаются в толстых журналах, сторонятся литтусовок. Но стоит копнуть – и вот они. С нонконформистом и скитальцем Алексеем ШЕПЕЛЁВЫМ беседует Михаил БОЙКО.

– Алексей, возможно ли сегодня быть последовательным нонконформистом? И как отличить подлинного нонконформиста от имиджевого?

– Теоретически ответить на этот вопрос нельзя. Вряд ли кто-то ставит себе сознательную цель – «быть нонконформистом». У каждого своя жизнь, свой нонконформизм, он может быть показным или, наоборот, скрытым – другое дело, что сейчас фактически никто вообще не хочет его открыть, признать и оценить как некую ценность. Такой категории нет вообще.

И в то же время такая категория есть, потому что есть сие пресловутое благородно звучащее иностранное слово. Но это уже этикетка, упаковка, как в супермаркете. Надо не стремиться купить, купиться, потребить. Дерево познается по плодам его. Здесь должны действовать рецепторы метафизической тревоги, шестое чувство, у кого оно есть. Подлинный, совершенный нонконформист один – Иисус Христос, но и ему навязан нонконформизм имиджевый. Большая часть людей, конечно, не видят дальше этого, но есть ведь и настоящие верующие.

– Что такое «радикальный радикализм»?

– Концепция, которую провозгласило объединение «Общество Зрелища». Первоначально это называлось «искусством дебилизма» или «отгрибизмом», теперь именуется так, а еще стилем хрэщ. В центре всего этого метод антикатарсиса, направленный на борьбу с масскультом: клин клином вышибают – чтобы спародировать, деконструировать попсу, нужен дебилизм еще более радикальный, примерно так. Или проще: «Чтоб зрителю стало стыдно за то, что мы представляем», и в итоге от противного, от зеркала, открывается путь к катарсису настоящему.

Мы пытались реализовать такую концепцию в литературе и музыке, хотя более или менее ясно сформулированная концепция – нечто вторичное, наносное. В составе «ОЗ» два человека – Александр О’Фролов и я. Со времени своего возникновения в 1997-м оно находится «в периоде полураспада», воссоздаваясь только на момент записи альбомов, текстов и аудиоспектаклей по ним.

– Один из ваших романов называется «Maxximum exxtremum». Считаете, что ничего экстремальнее не может быть?

– Поначалу я апеллировал к математике, хотел совместить в названии самую высшую и самую низшую точки, но, поскольку подзабыл ее со школы, немного ошибся. Эти точки, как известно, называются «минимум» и «максимум», а «экстремумы» – их общее название. Я придумал другое заглавие, но издатели убедили меня взять для публикации именно это, ведь и в нем есть смысл, смыслы. В романе действительно описано «максимально экстремальное» – может быть, не столько в событийном плане, сколько в экзистенциальном┘ бытовом плане: бытие героев, в котором как раз зафиксирована и история группы «Общество Зрелища». Созданию «обществ» и вообще хоть какому-то творчеству и выделению из провинциальной серости наша жизнь, окружение никак не способствовали – наоборот, агрессивно препятствовали┘

– Назовите самых радикальных, на ваш взгляд, современных российских писателей.

– Это те, кто и представляет радикальный радикализм, то есть я и О’Фролов в производстве явлений «Общества». Есть всем известные Лимонов, Сорокин, Витухновская, Егор Радов, Гарик Осипов, но это уже прошлый век. Крусанов, Елизаров, Алексей Иванов – радикалы? Сразу и не поймешь. Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин – это понятно. Мамлеев┘ Вот вся эта западная шушера, по-прежнему у нас популярная, типа Вэльша да Мураками – сразу видно: радикалы!.. (Смеется.) Есть еще философы, те гораздо внушительнее.

– С литературоведением вы совсем распрощались?

– В диссертации я решал заявленную в ней проблему для себя. Решил: Достоевский лично к «совращению малолетней» никакого отношения не имеет! Доказать это научно-практически нельзя, да и слово «научно», как мне открылось, судя по таким дисциплинам, как литведение и психология, в особенности в их диссертационном изводе, лучше взять в кавычки.

Сейчас я пишу рецензии на книги, фильмы и рок-концерты для сайта rabkor.ru, такая вынужденная, тяжелая для меня, но ответственная работа; в восьмом номере «Дружбы народов» выходит статья «по мотивам» главных из этих рецензий.

– Складывается впечатление, что вы публикуете свои тексты в том виде, в каком они возникают, не переделывая и не редактируя их. Это так?

– Нет, конечно. Просто я переделываю их так, чтобы оставался первоначальный порыв, полет, экшн, драйв┘ Структура остается первоначальная, меняются в основном детали.

– Для кого вы пишете?

– Не знаю. «Для себя, а печатаю для денег», как Пушкин. Для тех, кто ищет – чего-то непонятного, необычного, необъятного┘ Прочитав полстраницы из моей книжки, он сразу поймет – вот оно! Как я, когда мне было невыносимо плохо и одиноко, читал Достоевского или слушал Летова┘

– Почему почти все ваши произведения написаны от первого лица? Вы нарцисс?

– Уже после первого своего романа, в названии которого, кстати, в том числе зашифрована история Нарцисса, я назвал свой метод «эгореализм». Но вообще-то не все – есть, к примеру, три крупные вещи от лица женских героинь: что ж теперь, опять искать подтекст? У меня просто установка на документальность, такое мокьюментари – и главный герой тут уже воленс-ноленс тот, в чьих руках камера или перо┘

– Можете поставить диагноз нашему времени?

– Я и так уже зело пафосно говорю. Ну, понятно, конечно, что без юмора художнику никуда, остроумие – один из ориентиров для моего письма: о тяжелейших ситуациях и проблемах писать весело┘ А интервью – тут надо серьезно, кратко. Вообще суть здорового юмора – взгляд на себя со стороны и на все остальное – некий анализ, сравнение с идеалом, построение иерархий. А наше время, «постобщество», отличается тем, что все равно, все равны, считают себя равными, пустое зубоскальство, наглость, наплевательство, социальная атомарность. По-моему, такого еще никогда не было.

И в природе что-то необратимое творится. «Как в последние времена» – недавно был на своей малой родине, там уж так говорят, причем люди к мистицизму не склонные. Жара 45 градусов ежедневно, кондиционеров и пластиковых окон, культурных и увеселительных заведений, где можно спрятаться, естественно, нет. Вместо смога – пылевые облака от снующих по разбитой в мелкую пыль дороге грузовиков и тракторов. В райгазете пишут: дорогу теперь восстанавливать ни к чему, все равно село загибается. С огородов и садов тоже мало чего соберешь, тем более что от близости к посевам они отравлены гербицидами и т.д. Так называемое фермерство и так не приносит дохода, никем не поддерживается, теперь еще земля растрескалась, все пожухло. Но бедные сельчане, что делать, вкалывают круглые сутки. Кто-то пьет...

А ночью – подъезжает к развалившемуся клубу какой-нибудь молодчик на тачке, открывает багажник и врубает гипербасы – в домах из-за духоты окна и двери раскрыты, у людей даже приступы случаются, но осадить юного недомеломана некому, милицию не вызовешь, поскольку ее нет, да главное в том, что он просто не понимает, какие к нему претензии!..

Одну повесть я посвятил сельской реальности. В моем новом романе, который я сейчас завершаю, «Снюсть жрет брют», сильна теоретическая часть, как раз радикальная критика современного человека и общества на основе антиномии понятий «работа» и «алкоголизм».

– Годятся ли на что-то маргиналы, которых вы описываете в своих произведениях?

– О да, кроме персонажа «О.Шепелёв» в большинстве моих текстов всех основных героев можно перечесть по пальцам. Это вся наша компания, «субобщество». К сожалению, со времен моего первого романа «Echo», о котором критики писали, что там «представлена жизнь начинающих алкашей», прошло много лет и все изменилось не к лучшему. Именитый О’Фролов живет у себя в селе Столовом, работает столяром, периодически отводит душу запоем. Как он выглядит и что говорит, можно узнать из недавнего импровизированного интервью, выложенного на ютьюбе. Иногда он навещает в Тамбове «святых от алкоголизма» Максимия и Ундиния, и их полежаловки длятся неделями. Они безработны, асоциальны, да и здоровье, мягко говоря, уже не то. А зачастую пьется ведь и по сей день все тот же антисептин – отрава из аптеки, воздействию коей на мозг и посвящена «Дью». Сотрудничать с ними весьма тяжело, в последнее время почти невозможно. Все это щемяще грустно.

Тем не менее О’Фролов проявил себя как композитор – записал дома на компьютере два сольных альбома весьма замысловатой, мало на что похожей лирической музыки. Св. Максимий, взяв псевдоним Берков, набирает локальную и сетевую популярность со своим ВИА «Поющие гондолы».

– У вас есть сверхцель?

– Есть. Определить ее словами трудно, разве что самими этими ее двумя составляющими: «сверх» – то, что вверху, не здесь, выше всего суетного и земного, и «цель» – то, к чему необходимо двигаться и чего все же как-то можно и нужно достигнуть.

– Куда собираетесь двигаться дальше?

– Я, как всегда, в тупике. В жизненном, слава богу, не в творческом. Недавно сменил тринадцатую съемную квартиру, вновь безработный┘ Работал редактором крупной рекламно-информационной газеты в Подмосковье (140 тысяч тираж, и, кстати, называлась фразой-слоганом из «Дью с Берковой» – «Себе и сильно»!), пытался работать научным сотрудником в музее Есенина в Москве, но сама система, давление капитала, обывательщины, когда от работника требуются не его профессиональные навыки, а не понятно кем выдуманное бредовое качество – «желание работать», – все это не оставляет почти никакой надежды.

Книги издаются с большим трудом, издатели вежливо отвечают: «Неформат». Зато дает энергию творчества, протеста, может быть, «энергию заблуждения», как у Толстого, – но это точно, я чувствую, себе – и сильно! Я ни минуты не сижу без дела. Много литературного труда, много планов, связанных с организацией концертов «Общества Зрелища», записью новых альбомов и радиопостановок. Хватило бы только энергии витальной!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
458
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
571
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
482
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
394

Другие новости