0
2558
Газета Интернет-версия

20.10.2011 00:00:00

Жизнь – трагедия. Ура!

Тэги: дуэт, музыка, любовь


дуэт, музыка, любовь

Алена Жукова. Дуэт для одиночества.
– М.: Эксмо, 2011. – 256 с.

Перед нами текст, насыщенный (и моментами перенасыщенный) до густой концентрации тремя составляющими: плотным психологизмом, поднимающимся до драматических высот; любовным прописыванием всех подробностей жизни, всех мельчайших ее деталей; ясно звучащей нотой (ну да, звучащей, ведь роман – о музыкантах!) неизбывного трагизма, через который счастье прорывается – пробивается, как трава через асфальт, – вопреки всему. А может, и благодаря, кто знает.

Юная ученица и зрелый учитель, девочка-возлюбленная и взрослый мужчина – дуэт, время от времени появляющийся в мировой литературе, как некий музыкальный мотив, как лейтмотив большой и странной, почти запретной любви: от ставших классическими, прошедших путь от обвинения в воспевании порока до литературных восторгов, отношений Гумберта Гумберта и Лолиты до героев «Ста лет одиночества» Маркеса, от цветаевских Казановы и Генриетты до «Сентябрьского утра» Дианы Палмер – «32 вариации» необычной любви прослеживаются тонкой, но красной нитью. Нитью живой крови. Одно из главных достоинств романа прозаика и сценариста Алены Жуковой – живорожденность. Свободное плавание в живых звуках и смыслах при всей плотности и выверенности жесткой композиции, странно (и прекрасно) укладывающейся в пластичность.

Герои книги, Лиза Целякович и Павел Сергеевич Хлебников, при всем неоспоримом накале любовных страстей, наверное, самая целомудренная любовная пара русской литературы последних лет. Чистота страсти не поддается убийству грязью: ни житейской, ни внутренней, безнравственной и пошлой. Страсть всегда сродни музыке. «Как странно устроен человек, – подумал Павел Сергеевич Хлебников, – какие-то блины, ужин, теща. Никогда в жизни ты не был так счастлив, никогда тебе не было так хорошо, так страшно, так громадно, велико, сладко, больно, так мучительно, нежно, тонко и внезапно, а ты лежишь в дерьме и думаешь про то же дерьмо. Но ты не во сне, не в своих фантазиях ласкал ее тельце, прижимался к ней, вдыхал ее. Как такое стало возможным? Что случилось?» Автор заставляет пройти героиню через болезнь, пожалуй, самую опасную для человека: психическое заболевание бездонно, из бездны этих мучений можно и не вынырнуть... Но автор, как некий Вергилий, выводит свою девочку-«Данте» за руку из ада.

Стилистика книги – тема для отдельного разговора. Здесь и «простой» язык, и бытовые переругивания и причитанья, и энергичная, динамичная подача мизансцен, и задыхания широкого спектра эмоций, и описания интима, балансирующие на грани доступного и запретного, и беспристрастные наблюдения: «Жаркое лето остывало, но море, прогревшись до дна на мелководье, булькало, как закипающий суп, заправленный для красоты светящимся в темноте планктоном.

Лиза вошла в воду, и волоски на руках и ногах, как иголочки на елке, засветились фосфоресцирующим зеленоватым огнем. Она оттолкнулась от илистого дна и поплыла. Еще в ушах молоточками стучал рояль, а сердце подпрыгивало от возбуждения, но было ясно, что волшебство сегодняшнего вечера уже позади. Через час они сядут с учителем в машину и уедут. И останется тут, на берегу, этот праздник, восторг, испуг и радость, ее трусость и потрясение. Лиза плыла навстречу кривой луне, и лицо ее тоже кривилось от смеха и слез».

Главное, что удалось автору, – так соотнести образную нагруженность текста и его концепцию, где рассказано о любви двух музыкантов, что сама романная ткань становится музыкой – полифонией, симфонией, ожившей партитурой. Музыка языка ложится на музыку смыслов. Даже сама тема сумасшествия, психической болезни музыканта, ярко вспыхнувшая когда-то в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна, просвечивает в безумии Лизы еще одной музыкальной вариацией общего, неизбывного трагизма жизни. «Что такое жизнь? Трагедия. Ура!» – записал однажды в разговорных тетрадях Людвиг ван Бетховен, а потом – у Ромена Роллана – повторил Жан-Кристоф. И это вечное, бетховенское: «Durch Leiden Freude», «Через страдания к радости» – скрытый лейтмотив всего романа: любовь всегда радость, даже в трагедии, в страдании; музыка всегда счастье, даже если музыкант играет безумие, тоску и боль. Под пальцами рождается и гибнет чувство, вселенная, целый мир. Гибнет, но остается на века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
293
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
235
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1929
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1473

Другие новости