0
1946
Газета Интернет-версия

25.10.2012 00:00:00

45 лет назад и сегодня

Тэги: театральные сезоны, белград


театральные сезоны, белград

Натлия Вагапова. Международные театральные сезоны в Белграде. БИТЕФ 1967–2007.
– М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – 214 с.

В 46-й раз прошел БИТЕФ – Белградский международный театральный фестиваль. В программе – спектакли Ромео Кастелуччи, Иво ван Хове, Жоэля Помра, а также – и это веяние новых времен, возвращающих фестиваль к его истокам, – наряду с лучшими сербскими спектаклями тут можно было увидеть работы хорватов, словенцев, воеводинских венгров. Составителем программы, как и прежде, является Йован Чирилов. Приезд его в этом году для отбора российских спектаклей был отмечен знаменательным событием – презентацией книги Наталии Вагаповой, посвященной всей истории фестиваля. Знаменательно, что книга сначала была опубликована в Белграде, а недавно вышла и на русском языке.

Для театралов, выросших в 1980–1990-е годы (и, наверное, и в 1970-е), БИТЕФ был легендой, критерием «западности» Югославии и критерием мирового уровня тех советских спектаклей, которые туда попадали. Действительно, пожалуй, в связи с особым курсом Югославии – с одной стороны, с другой стороны – а на самом деле в первую очередь – благодаря вкусу, смелости и принципиальности его организаторов именно на этом фестивале стало вырабатываться представление о едином театральном пространстве. В программе первого фестиваля был уже «Стойкий принц» Гротовского – тогда еще не успевшего стать мировой знаменитостью, но возникающего в афише БИТЕФа отнюдь не как представитель «восточного блока», а как явление международной значимости. В первых же фестивалях участвовали и американский Ливинг Тиэтер, и спектакли Отомара Крейчи, «Мещане» Товстоногова и «Дионис-69» Ричарда Шехнера, «Неистовый Орланд» Луки Ронкони и «Игра снов» Ингмара Бергмана. Каждое из этих названий не только составило эпоху у себя на родине, но и вложило свой вклад в понимание, что понятие «современный театр» растяжимо от самого рискованного авангарда до утонченнейшего реализма.


Актеры по-прежнему готовы тянуть одеяло – причем не только на себя, но и на БИТЕФ... Сцена из спектакля хозяев фестиваля, 2012 год.
Фото с официального сайта фестиваля

Автор книги и безусловный лидер в изучении театра (бывшей) Югославии Наталия Михайловна Вагапова расширяет горизонт наших представлений о блестящем БИТЕФе уже и тем, что вводит местный контекст: на какой почве укоренился весь этот космополитизм, в чем белградские театральные деятели в 1960-е годы успели обогнать своих собратьев «по лагерю». Рядом с чередой прославленных на весь мир спектаклей (о многих из которых написаны книги, так что порой достаточно дать на них ссылку) свежей краской звучат описания других – здешних – Гамлетов, Робеспьеров и королей Убю… Тех, о которых мир так и не узнал, но которые – и это автор книги убедительно доказывает – сыграли для белградского зрителя роль не менее важную, чем заезжие знаменитости. Они так и остались в той Югославии, которую они критиковали под видом «Дании – тюрьмы», «революции, которая пожирает своих собственных детей», и «Польши, иначе говоря – нигде» (этими словами, как известно, обозначается место действия «Короля Убю» Альфреда Жарри – пьесы, написанной в то время, когда Польши на карте мира не существовало; как же подходят они сейчас для экс-Югославии!). Книга Вагаповой бросает нас просто в лавину общественных споров, сталкивающихся мнений о развитии «неприсоединившейся страны», где мечта о западных свободах пересекается с невероятно сильными и искренними левацкими иллюзиями…

«Местный» сюжет, конечно, достигает кульминации в эпоху развала федерации и югославских войн. Еще раз взвешиваются за и против эмбарго, распространившегося и на культурный обмен. Решение Чирилова проводить фестиваль и далее, даже если он будет включать только «свои» спектакли (затем – плюс спектакли «бродячих», «ничейных» трупп), убедительно обосновывается как раз содержанием этих кризисных фестивалей, столь нужных тем, кто не желал принимать участия в националистическом безумии.

И, наконец, совершенно справедливо главным завоеванием возрождающегося БИТЕФа становится не только появление в его афише новых мировых звезд – а возвращение туда театров из Хорватии, Словении, Македонии…

На сегодня, может, это и наиболее интересная часть программы. Завидую тем, кто увидел в квартире на улице Драгослава Йовановича пьесу невероятно талантливой Симоны Семенич «Праздник», а в Музее национальной истории Сербии (!) – спектакль Оливера Фрлича «Ненавижу правду», привезенный из Загреба. Фрлич – может, вообще наиболее характерная фигура сегодняшнего фестиваля. Словенец, которого с удовольствием приглашают – вроде «кризисного менеджера» – в разные театры бывшей Югославии. Где он проводит нечто вроде межнациональной психотерапии. В мае этого года он представил в белградском «Ателье 212» (театре, ставшем когда-то колыбелью БИТЕФа) свой авторский проект, названный по имени Зорана Джинджича, премьер-министра, убитого в результате покушения в 2003 году. Наталия Михайловна Вагапова сравнивает в своей книге Джинджича с героем пьесы Стефана Стефановича «Смерть Уроша Пятого», чья постановка в Центре культурной дезактивации стала одним из главных событий фестиваля 2001 года (в свою очередь, исторический Урош схож по судьбе с царем Федором Иоанновичем…). Джинжич стремился «восстановить достоинство своей родины и искупить преступления режима Слободана Милошевича», пишет Вагапова. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы. Следствие споткнулось на том факте, что найденные – и осужденные – убийцы оказались сотрудниками сербских органов безопасности. Некоторые актеры отказались играть в провокационном спектакле; многие из приглашенных на премьеру политиков демонстративно с нее удалились… О спектаклях Фрлича пишут не только критики – пишут политобозреватели. Театр все столь же важен в сегодняшней Сербии, как он был важен в Югославии 45 лет назад.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
980
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
508
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2960
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2342

Другие новости