0
2250
Газета Интернет-версия

30.05.2013 00:01:00

Последний оплот

Тэги: влад, cittadella


влад, cittadella

Михал Влад. Cittadella. 
– М.: Время, 2012. – 640 с. (Поэтическая библиотека).

Михал Влад, написано в аннотации, – поэт, пришедший к нам из 70-х своим собственным путем из точных наук. Он разрабатывал прецизионную измерительную технику, был исследователем и испытателем, создавал акустические камеры «тишины», в которых можно услышать даже биение человеческого сердца. Участвовал в поэтических литстудиях и публиковался в молодежных изданиях. Учился театральному делу в студии Романа Виктюка. Снимал кино и был режиссером львовского молодежного театра «Гаудеамус», где одной из его постановок было «Горе от ума» Грибоедова. «В тонком флере, еще покрывающем явленную и мгновение тому назад умолкшую речь, пишет об авторе Виктюк, в тайком приникшем к пространству сцены и ждущему своего завершающего набега занавесе, в ожидании, укрывшемся в тени софитов, в темноте зрительного зала – воцаряется наконец реальная суть всего увиденного, услышанного, понятого и принятого – знающая всему истинную цену, капризная и коварная Дама – Последняя пауза…
Предтеча – Аплодисментов! Бурных, с криками «Браво! Бис! Анкор, анкор!» или вежливо-сдержанных, редких аплодисментов. Или – совсем без аплодисментов. Такова цена, злат-золотник, мгновенно предъявляемый к расчету, к обмену за постижение той философии и эквивалента Творчества, того сокровенного, что предложил Поэт и Театр – Зрителю. Стоит дождаться ответа внимательного читателя суггестивной лирической поэзии Михала Влада…».
Книжка эта собиралась долго. Чуть ли не полвека. Из зернышек слов, подобранных им когда-то по пути. Из коротких рассказов его отца, учителя истории, отвоевавшего десантником всю ту большую, отгремевшую войну. Когда листаешь эту книгу, становится понятным, что его вербальным поэтическим началом стали броские, как декларации, артачившиеся и несогласные зонги в студенческом театре «Гаудеамус» Львовского политеха. Звонкие птички, с ходу влетавшие в поэтические вернисажи и спектакли, в том числе и в спектакль «В открытом море» Славомира Мрожека. Человека, который одним из первых подписал жарким летом далекого 1968 года знаменитые «2000 слов». Рядом тогда жили и заставляли слушать себя незабываемые стихи поэтов фронтовой смены и здравствовавших, и ушедших с пламенем и дымом лихолетья. Это были стихи Константина Симонова, Александра Твардовского, Давида Самойлова, Александра Межирова, Семена Гудзенко, Ильи Сельвинского, Николая Майорова, Эдуарда и Всеволода Багрицких, Павла Когана и Михаила Кульчицкого, Елены Ширман и Ольги Берггольц. «Мы были высоки, русоволосы./ Вы в книгах прочитаете, как миф/ О людях, что ушли недолюбив,/ Недокурив последней папиросы…» – какие это были простые и какие действительно вещие слова Николая Майорова! А после окончания политеха, когда появилась возможность часто бывать в командировках в Москве и Ленинграде, главными и указующими векторами для Михала Влада стали выросшая из стихов Андрея Вознесенского и Владимира Высоцкого любимовская «Таганка» и никогда не забывавший поэзию товстоноговский БДТ. Валерий Золотухин даже как-то по случаю посодействовал Михалу, так удачно подвернувшемуся ему под руку, увидеть свою мастерскую актерскую работу в поэтическом спектакле «Товарищ, верь!» по произведениям Пушкина. Это соприкосновение с воистину ожившим, гениальным словом пиита, видно, окончательно и привило ему тот неизлечимый вирус поэзии. Такой неуемной и магической субстанции нашей души.
Евгений Евтушенко тоже однажды провел Михала на «Таганку». И опять – счастливый случай. Вместе со ставшей теперь легендой театра и кино Инной Чуриковой он совершенно неожиданно попал тогда на премьеру автора – «Под кожей статуи свободы» по его американскому циклу стихов. На этой же премьере досужие к эпатажу и легкие на подъем таганские братцы-актеры браво исполнили маршевую, боевую песню:  «…Надену автомат и каску, в защитную покрашенную краску», удачно дополнившую евтушенковскую поэтическую ретроспективу. А после этого вдруг лихо подняли над собой на руках ее автора, смущенного Булата Окуджаву, также присутствовавшего на спектакле, и при полностью включенном свете весело пронесли его между зрительскими рядами. Потом эта процедура с тем же успехом повторилась и с самим, улыбавшимся вовсю Евгением Александровичем.
Было такое время. И были вот такие случаи. Михал Влад и в своем театре тоже убедил всех в необходимости постановки поэтической комедии. И поставил там позже грибоедовскую комедию  «Горе от ума». Но вот с реальным изданием настоящей книги в те времена было туговато. Необходимы были как минимум членство в статусных союзах и довольно крепкие ковалентные связи. Так эта книга у Михала Влада и образовалась – из стола. Собрала наконец под своей обложкой, как свой последний оплот, более пяти сотен ранних и поздних его избранных стихотворений. Он их в шутку называет музыкально – опусами. И еще, как бонус, добавились туда им около 50 микроскопических историй. Эти почти японские, восточные, миниатюрки он называет по-польски – фрашки. Вот такая это книга.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
510
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
448
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
410
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
456

Другие новости