В Белом доме считают президента Колумбии Густаво Петро и президента Венесуэлы Николаса Мадуро главными наркоторговцами Латинской Америки. Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп угрожает одновременно двум южноамериканским государствам. Он прозрачно намекнул, что американские военные могут вторгнуться не только в Венесуэлу, но и в Колумбию, так как и там орудует наркомафия и налажено производство запрещенных веществ. В ответ на это колумбийский президент Густаво Петро предостерег, что любое нарушение США суверенитета его страны будет расценено как объявление войны.
На заседании кабинета министров президент США сказал буквально следующее: «Я слышал, что Колумбия производит кокаин. У них есть заводы по производству кокаина, понимаете? А потом они продают нам свой кокаин. Любой, кто этим занимается и продает это в нашу страну, будет подвергнут удару».
Нападки Трампа на Колумбию случались и раньше. С началом второго срока глава Белого дома неоднократно обвинял не только лидера Венесуэлы Николаса Мадуро в том, что тот лично связан с наркобизнесом, но и Петро. Последний раз такое было в октябре. И все же сейчас обвинения Трампа звучат по-особенному.
С осени этого года началось усиление военного присутствия США в Карибском море. Американская военно-морская группировка топит суда, на которых якобы перевозят наркотические вещества. Якобы – потому что до сих пор никаких убедительных доказательств того, что это так, предоставлено не было. Трампа не останавливает ни число жертв (оно перевалило за 80 человек), ни негативный резонанс в США. До Конгресса дошло обсуждение истории, появившейся с подачи газеты The Washington Post. В ее материале утверждается, что 2 сентября американские военные, потопив одной бомбой судно наркоторговцев, добили его экипаж вторым ударом – двоих человек, цеплявшихся за обломки. Претензии конгрессмены – оппоненты Трампа адресуют главе Пентагона Питу Хегсету: якобы военные выполняли его прямой приказ. Сам министр это отрицает.
Удары сопровождались непрекращающимися угрозами Трампа отдать американским военным распоряжение бить не только по целям в море, но и по объектам непосредственно на территории Венесуэлы. В этих условиях заявления в отношении Колумбии вызывают определенную тревогу как внутри страны, так и за ее пределами.
В ответ на слова Трампа Петро пригласил своего американского коллегу посмотреть, как каждые 40 минут уничтожается одна нарколаборатория, чтобы «предотвратить попадание кокаина в США». Колумбийский президент напомнил, что именно его страна является своеобразным щитом, стоящим на пути маршрутов перевозки наркотиков, и подчеркнул: военная агрессия будет расценена как война, которая «разбудит ягуара».
По данным Управления США по борьбе с наркотиками, 84% запрещенных веществ, изъятых в стране в 2024 году, были произведены в Колумбии. Но эта страна – не Венесуэла, отказывающаяся сотрудничать с американской администрацией. На протяжении длительного времени власти Колумбии были ключевым союзником Вашингтона в борьбе с наркотрафиком и крупнейшим в регионе получателем американской финансовой помощи. Достаточно вспомнить план «Колумбия», который реализовывался США примерно с 2000 по 2015 год. Тогда Белый дом выделил значительные средства на поддержку колумбийских властей в борьбе с повстанческими группировками, которые до сих пор контролируют значительную часть территории страны и тесно связаны с производством и транспортировкой наркотиков.
Тем не менее гнев Трампа вызван не столько запрещенными веществами, сколько поддержкой Мадуро со стороны Петро. В пользу того, что борьба с запрещенными веществами – это не главная цель главы Белого дома (несмотря на заявления), говорит и то, что по указу американского лидера был помилован заключенный экс-президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес. Он руководил страной с 2014 по 2022 год, и в 2024 году был признан американским судом виновным. Прокуратура установила, что Эрнандес был в сговоре с наркобаронами и пытался способствовать ввозу сотен тонн кокаина в США. Однако по мнению Трампа, обвинения против бывшего гондурасского лидера были сфабрикованы. Его освобождением глава Белого дома планировал вывести в лидеры своего фаворита в нынешней президентской гонке Насри Тито Асура, которого открыто поддержал.
«Колумбия – это основной производитель наркотиков в Латинской Америке. Но я склоняюсь к тому, что действия Трампа – это шантаж», – считает старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский. В комментарии «НГ» эксперт объяснил, что главным образом внимание США сосредоточено на Венесуэле. «Ситуация вокруг этой страны наэлектризована и продолжает обостряться. Некоторые государства на это отреагировали, в том числе Колумбия, власти которой выступили против оказания давления на Венесуэлу. Полагаю, что именно это и привело к обострению отношений между Петро и Трампом», – сказал Ивановский.

