Наталья Аришина. Сто стихотворений.
– М.: Прогресс-Плеяда, 2013. – 120 с. ISBN 978-5-904995-26-3
Сборник московского поэта Натальи Аришиной продолжает издательскую серию «Сто стихотворений» и включает поэтические произведения разных лет – от самых ранних до написанных совсем недавно. Таким образом, книга позволяет проследить творческий путь автора начиная с 1959-го – этим годом датировано стихотворение «Сочельник», открывающее книгу: «Падает снег, кружится,/ воздух наполнен кружевом,/ призрачным легким кружевом./ Девушки ночью завьюженной/ в полночь гадали о суженом,/ в зеркало глядя пристально./ Туфельку в снег не выставлю,/ в ночь за порог не выставлю…» А вот из прошлогоднего – тоже о любви: «Он разыскал ее в Сети:/ в его попавши сети,/ не больше двадцати пяти/ она жила на свете./ Он сосчитал ее года/ и свой продолжил поиск.// Она опомнилась тогда,/ когда он сел на поезд./ Он медлил. Только позови.// Под куполом вокзала –/ Да что ты знаешь о любви?! –/ она ему сказала».
Гусариум. К 200-летию фантастической победы: Антология/ Сост. Алексей Волков.
– М.: Снежный ком М, 2013. – 480 с. ISBN 978-5-904919-49-8
Как известно, 2012-й был годом 200-летия русской победы в Отечественной войне 1812 года. Писатели-фантасты решили отметить эту дату по-своему. Каждый из пожелавших поучаствовать в этом сборнике предложил свою версию исторических событий. При этом каждый как будто постарался выбрать для себя самые необычные из выразительных средств, которые дает этот смелый жанр. Здесь есть и альтернативная история, и солдатская сказка, и несколько сюжетов с перенесением из одного времени в другое. В рассказе Владислава Русанова русские махолеты атакуют под Смоленском французские самобеги. В новелле Вячеслава Дыкина и Далии Трускиновской гусар играет в карты с чертом. А сотрудник «НГ-EL» Андрей Щербак-Жуков и наши постоянные авторы Александр Гриценко и Николай Калиниченко (в соавторстве) в духе постмодернизма переписали последнюю главу третьей книги романа Толстого «Война и мир», да так, что самому Льву Николаевичу пришлось переноситься во времени и спасать от смерти Наполеона.
Карен Степанян. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени.
– М.: Языки славянской культуры, 2013. – 368 с. (Studia philologica). ISBN 978-5-9551-0537-6
Новая книга вице-президента российского Общества Достоевского, автора «НГ-EL» Карена Степаняна – фундаментальный сравнительный анализ всего творческого пути и духовной эволюции Сервантеса и Достоевского с критическим осмыслением бахтинской теории карнавала, разбором сходств и различий Испании XVI–XVII веков и России XIX века, меняющегося восприятия Дон Кихота и Мышкина в разные исторические эпохи, содержательно-жанровой близости «Странствий Персилеса и Сихизмунды» и «Братьев Карамазовых» и многих других интереснейших аспектов. «Сервантес и Достоевский выполнили в своих романах то, что не смогли их герои: показали, от чего должен избавиться человек, стремящийся принести подлинный свет и добро людям».
Николай Коняев. Шлиссельбургские псалмы. Семь веков русской крепости.
– М.: Центрполиграф, 2013. – 608 с. ISBN 978-5-227-04252-1
В книге петербургского писателя дана не просто история крепости Орешек, или Шлиссельбургской крепости, в разных ипостасях: и в качестве «твердыни Московской Руси» – защитницы-цитадели от иноземных нашествий, и в качестве тюрьмы. Скорее это история страны, показанная через шлиссельбургскую летопись, для чего автор использует многочисленные документальные архивные материалы. Как сказано во вступлении, «не так уж и много найдется в России мест, подобных этому, – продуваемому студеными ладожскими ветрами островку.
У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек героическое прошлое, и понятно, почему шведы стремились овладеть ею.
За 90 лет оккупации они перевели на свой язык название крепости – она стала Нотебургом – и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» «шведский орех». Подробнее – в главах «Орешек становится каменным», «Шлиссельбургский проект Анны Иоанновны», «Секретный дом императора Павла», «Шлиссельбургский пожар» и др.
Алексей Рыбин. «Кино» с самого начала.
– СПб: Амфора, 2013. – 286 с. (Дискография.ru). ISBN 978-5-367-02639-9
Книга балансирует между художественной литературой и мемуарами. Ее автор когда-то играл с Виктором Цоем в группе «Гарин и гиперболоиды», но потом предпочел музыкальной стезе литературную. Алексей Рыбин писал статьи, сценарии, романы, среди которых выделяется «Фирма». Книга о человеке, который для большинства был последним героем рок-н-ролла, а для Рыбина другом юности, раньше выходила в периферийном издательстве и теперь сохранилась разве что у самых заядлых фанатов группы «Кино». Как жили первые ленинградские панки? Что заставило молодых людей идти против сложившихся устоев? И как выпускник ПТУ превратился в рок-звезду, которой было уготовано судьбой собирать стадионы? Кроме того, в издании даны отрывки из интервью с Виктором Цоем разных лет.