0
2147
Газета Интернет-версия

26.12.2013 00:01:00

Выйти за флажки

Тэги: свищев, одно из трех, стихи


свищев, одно из трех, стихи Жизнь как выстрел. Кадр из фильма «Бонни и Клайд» Артура Пенна 

Почему мы вынесли сборник «Одно из трех» Михаила Свищева в итоговый номер? Потому что в своих строках, рифмах, образах поэт умеет, базируясь на зримом, детальном, вещном («Как селитрой поперчена,/ кипятилась судьба-скороварка,/ как июньского вечера/ молоко разбавляли кадаркой,/ и корзинами вешенки/ брали в дачном лесу не по чину,/ как на проводе вешался/ и с размаху ножом перочинным/ перекрещивал свастику»), образно говоря, «выйти за флажки», как в мелькающем свете киношного кадра, несколькими штрихами выделить момент судьбы человека, который каждый с небольшой погрешностью может спроецировать на себя. Вот сапер, пишущий на стене Рейхстага о том, что Бог существует, вот снайпер, стреляющий из Моздокской церкви и размышляющий: «зачем есть рай, хранимый для тебя, на тот расчет, что в нем тебя не будет?», – вот легкомысленное и радостное население метафизического «Титаника», для которого вначале играет музыка, «и только после комья на лопате», или, скажем, молодая цыганка на Казанском вокзале, гадающая «с долготерпеньем ласточки в небе над лепрозорием». Думается, тут заслуга поэта как раз в том, что он как бы становится актером, вживающимся в роли своих подопечных героев.

книга
Михаил Свищев.
Одно из трех: Стихотворения.
– М.: Водолей, 2013. – 88 с.

В самом названии книги заложена мысль о вариативности, выборе, который стоял еще перед витязем на распутье, который предлагает наперсточник, который на каждом этапе встает перед человеком. Есть, скажем, вариант короткой и яркой, как выстрел, жизни, символом которой стали Бонни и Клайд, и другой – долгой и монотонной, как у хозяина и его жилички, которые не женятся и не расстаются. Книга вызывает в памяти фильм Тома Тыквера «Беги, Лола, беги», когда один и тот же сюжет разыгрывается в разной динамике, поворотах, случайностях. Впрочем, да не будем упрощать – сюжетов немало: о детстве, об отце («В бюллетене шестиполосном/ развернешь огурец и плавленый,/ весь до ниточки прополоснут/ в нелюбови, в портвейне, в славе ли»), библейский сюжет о Ковчеге, Илиада и Одиссея, античные мифы, в частности, об Орфее и Эвридике: «Где кончится смерть, начинается ласковый вереск,/ там зелено все – пастернак, кипарис и капуста./ Кто сзади идет, и идет ли – уже не проверишь,/ что этак, что так: обернешься – увидишь, что пусто». Слушаем речь погибшего угличского ратника, ведающего, «что визг стрелы со свистом ковыля на всем скаку сливаются без звука», или, например, воспоминание о друге: «где гвоздь в ступне до судороги ржав,/ и у подлеска челюсти разжав,/ ты выдираешь с легкостью импланта/ масленок, скороспелый, как ожог,/ и осень рыжий делает прыжок и привстает на сморщенных пуантах». А по сути, поэзия Свищева, прошитая напряженной, насыщенной, почти дискредитирующей синтаксис образностью, это полноценный постмодерн, в котором поэт на невидимых стыках синтезирует мифотворческий опыт прошлого со своими эмоциями и современным бытом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
926
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
486
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2888
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2281

Другие новости