0
2303
Газета Интернет-версия

02.07.2015 00:01:00

Цельный и неопрятный

Максим Артемьев

Об авторе: Максим Анатольевич Артемьев – журналист, литературный критик.

Тэги: музыка, бетховен, моцарт, гайдн, гете, кабаки


24-6-1_t.jpg
Князей много, а Бетховен – один… 
Густав Фомич Гиппиус. Портрет Бетховена.
Ок. 1815. Музей Бетховена, Бонн, Германия

Я не так давно уже рецензировал книгу Бернара Фоконье – его жизнеописание Флобера, поэтому было особенно любопытно сравнить его с рассказом о жизни а) композитора, б) немца. Насколько писатель-француз способен перенестись в область музыки да еще через национально-культурные границы?

Людвиг ван Бетховен – фигура для российского читателя, с одной стороны, знакомая (был глухой, написал «К Элизе» и симфонию с «та-да-да-дам!»), с другой – плохо вписанная в бытовой контекст повседневной венской жизни. К тому же традиционно (особенно со времен большевиков) Бетховена всячески героизировали, делали из него чуть ли не революционера. Для живого человека в его образе места почти не оставалось.

Помнится, я был шокирован, прочитав в книге Пола Джонсона «Рождение современности» в высшей степени непочтительные слова о композиторе – он-де был и неуравновешенный психопат, и неприятный гордец, много о себе понимавший, и пытался поставить себя над богатыми заказчиками, вместо того, чтобы знать свое скромное место подмастерья – как знали его предшественники. Чтение же западной музыкальной литературы создавало также не вполне лестное впечатление о Бетховене как творце музыки, уступавшем и Баху и Моцарту. Этот взгляд проник и в российскую традицию, вспомним строки Дмитрия Бобышева: «Бах – это Бог, царь под ним Моцарт». Для Бетховена тут места нет.

Фоконье удалось избежать как соблазна героизации личности, так и попыток ее дегероизации. Перед нами обстоятельно изложенное жизнеописание великого композитора, который вовсе не был «великим человеком». Пьяница отец, рано умершая мать, не вполне путные братья – таков мало что обещающий фон для старта. И вот первый решительный шаг, определивший все его будущее, – переезд из сонного провинциального Бонна в Вену, столицу тогдашнего музыкального мира. Встреча с Гайдном, отношения с которым были неблизкими и настороженными, ученичество у Сальери.

24-6-11_t.jpg
Бернар Фоконье. Бетховен
/ Пер. с фр. и коммент. Е.В. Колодочкиной. –
М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2014. – 244 с.

Фоконье подробно описывает, как к Бетховену пришла слава пианиста-виртуоза, как он участвовал в состязаниях между лучшими исполнителями того времени. Мы проходим вслед за автором по всем кругам высшего венского общества, спонсорство которого и делает возможным существование сотен и сотен музыкантов. Мы наблюдаем за любовными страстями композитора, который влюбляется в абсолютно недоступных для него светских дам, для которых было бы позором выйти замуж за пианиста, дающего им уроки. Мы узнаем о ссорах Бетховена со своими богатыми заказчиками, как он решительно отвергает их попытки помыкать собой: «Князь! Тем, чем ы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же только один».

В связи с этой борьбой за самоутверждение и уважение к своему труду и положению Фоконье разбирает известную историю о том, как на курорте, где вместе отдыхали Гете и Бетховен, они повстречали императорскую чету, и поэт застыл в глубоком почтительном поклоне, а композитор лишь слегка дотронулся до шляпы, не снимая ее: «Гете – утонченный, элегантный, светский, настолько же тонкий политик, как великий писатель, и Бетховен – прямой, без выкрутасов, цельный и неопрятный».

Конечно же, большое место в книге занимает болезнь композитора, приведшая к полной глухоте. Фоконье объясняет, что она вовсе не мешала ему сочинять музыку. Но из-за нее Бетховен не мог более дирижировать или выступать как аккомпаниатор или исполнитель, что приводило его в отчаяние.

Самое интересное в биографии – это рассказ о последних годах жизни Бетховена, когда окончательно сложился его образ жизни, хорошо знакомый венцам того времени. Читая эти страницы, вспоминаешь строки Лосева: «Гений – никогда не ангел». Бетховен не был ангелом – он ссорился с ближайшими родственниками, не имея собственных детей, взял под опеку племянника умершего брата, которого своими придирками довел до попытки самоубийства. Композитор любил посидеть в кабачках, позволяя лишнее. В пьяном виде он мог вести себя буйно, и раз его задержала полиция. Захаживал он и в дома терпимости. Его так называемые разговорные тетради, с помощью которых он общался с посетителями, были по большей части уничтожены после смерти его прихлебателем Шиндлером ввиду содержащихся в них скабрезных шуток.

Но именно такой портрет и делает Бетховена человеком, а не героем – сочинителем бессмертных симфоний, стоящим над толпой. Бетховен не был «гением» в том смысле, каким был Гете – человек, чье каждое слово на вес золота и от которого ожидают поминутно афоризмов и веских суждений. Композитору (как и художнику) вовсе не нужно иметь глубокий ум – не думаю, что IQ Моцарта или Баха отличался высокими показателями. Для него важнее иметь музыкальный слух, а главное, соответствующую фантазию, способность продуцировать сочетания звуков и обрабатывать их, то есть настойчивость, трудолюбие и мастерство. Во всем остальном композитор может оставаться на уровне самого посредственного обывателя. Бетховен и был таким венским обывателем – радушным с близкими друзьями, вспыльчивым с родственниками, наивно-доверчивым с прощелыгой Шиндлером (особый сюжет книги), далеким от «серьезных» интересов вроде философии, политики или литературы, непритязательным в быту, любителем простых радостей жизни вроде хорошей еды и питья.

Но для нас важно только одно – его музыка. Она безупречна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
553
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
341
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2320
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1815

Другие новости