0
3103
Газета Интернет-версия

26.11.2015 00:01:00

Есенинский орнамент

Тэги: театр, поэзия, сергей есенин, лев толстой, пушкин, юрий любимов, театр на таганке, бертольд брехт


театр, поэзия, сергей есенин, лев толстой, пушкин, юрий любимов, театр на таганке, бертольд брехт Женщины и мужчины сменяют другу друга, наперебой проговаривая тексты Есенина. Фото Елены Ахремцовой

Часто медиа делают из классика русской литературы картонного героя, формируя в массовом сознании карикатурный образ. Например, Лев Николаевич Толстой предстает публике в виде странного старика в рубище, излагающего крестьянам свои мессианские идеи, а Александр Сергеевич Пушкин рисуется беспринципным ловеласом и повесой. И будто бы не было «Севастопольских рассказов» Толстого или стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», наполненного чувством безысходности. То же произошло и с Сергеем Есениным. Во многом благодаря современному телевидению многие наши соотечественники, увы, видят в Есенине деревенского паренька, который только и знал, что писал себе стихи про поле и речку да скандалил в кабаках. Эту вопиющую несправедливость постарался исправить режиссер Влад Маленко, поставив в Театре на Таганке спектакль «Зеркало Есенина».

Постановщик следует заветам как Брехта, так и Юрия Любимова. Спектакль представляет собой бескомпромиссную интроспекцию есенинской души на основе есенинских же произведений. Не случайно центральную роль в спектакле занимают стихотворение «Черный человек» и статья «Ключи для Марии». «Черный человек» – одно из самых страшных стихотворений Есенина, его крайне нервозный диалог с циничным и злым оппонентом, который засел в зеркале автора. «Ключи для Марии» – напротив, светлая статья Есенина о поиске духа византийского орнамента среди русских интеллектуалов начала ХХ века.

Интересно, что два этих произведения не вложены в уста авторского лирического героя. Статью поэта цитирует группа актеров, в хаотичном порядке перемещающихся по сцене. Женщины и мужчины сменяют друг друга, наперебой проговаривая куски из «Ключей для Марии». Кто-то делает это нараспев, будто бы в церковном хоре, кто-то чеканит слова подобно тому, как ученик рассказывает на экзамене зазубренный билет. «Черного человека» исполняют Сергей Цимбаленко и Роман Стабуров. Грузный Стабуров появляется на сцене в обществе приспешника, протягивая Есенину связку безликих книг или удавку. Рефреном он повторяет: «Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов». В свою очередь, Есенин, роль которого отведена Никите Лучихину, пытается перекричать толпу стихами, но их, кажется, никто не слышит.

В этой свистопляске есть место возлюбленной поэта Айседоре Дункан в исполнении Маргариты Радциг и соблазнительной танцовщице, амплуа которой примеряет на себя Юлия Стожарова. Есенин зажат тисками. С одной стороны, его пытаются досконально изучить орды литературоведов, с другой – разные политические силы прикрепляют его к себе. В этих тисках поэт утрачивает свое первоначальное предназначение, его никто не слушает, все увлечены только своим рассуждением о великом человеке. Не случайно Есенин мечется по сцене и не может найти себе место – места в этом обществе для него нет. Его слова коверкаются, перевираются, используются как расходный материал.

И сегодня и 100 лет назад многие пытались погреться в лучах чужой славы, абсолютно не слушая своих великих современников. С другой стороны, нередко многие создают культ великого человека, заучивая его слова наизусть, но при этом не вдумываются в их содержание. В этих условиях всегда было сложно находиться настоящему поэту, ведь каждый поэт хочет, чтобы его слушали, однако довольно часто мнимые поклонники и меценаты лишь сбегаются на свет его имени, словно мотыльки к огню. Таким образом, поэт, жаждущий живого диалога или даже ожесточенного спора, попадает в среду, где все говорят сами с собой или врут, используя в своей лжи цитаты из его произведений, извращая до неузнаваемости их изначальный смысл. В случае с Сергеем Есениным эта среда стала губительной для поэта в прямом смысле слова.

Целью спектакля Влада Маленко является проникновение во внутренний мир настолько, насколько это возможно. Поэтому сценография Елены Ахримцовой выполнена в лучших традициях Бертольта Брехта – на сцене царит холодный минимализм. Подобный выбор представляется правильным, ведь, если мы вглядываемся в зеркало души поэта, ничто не должно отвлекать нас от просмотра. Музыка, за которую отвечают Татьяна Жанова и Владимир Нелинов, также подчеркивает душевные метания поэта, не выходя на первый план по отношению к сценическому действу.

Конечно, режиссер мог бы поставить очередную историю о том, каким человеком был Есенин, расставив ожидаемые акценты в его трагической судьбе. Однако сложнее сделать сам трагизм судьбы поэта непосредственно центральной фигурой спектакля, наполнить пространство зрительного зала тем страшным воздухом, которым дышал поэт, когда писал стихотворение «Черный человек». В статье Есенина «Ключи для Марии» сказано, что все исследователи влияния византийского орнамента опускают на русскую культуру нечто. Это нечто сродни духу в понимании философа Николая Бердяева, оно ускользает, как только ты начинаешь как-то классифицировать изначальную базу культуры, мотивацию для творчества. В своем хлестком экспрессионистском спектакле Влад Маленко, кажется, смог уловить дух есенинского мира, как вдохновлявший поэта на творчество, так и подводивший его к трагическому финалу.

Многие отказывают «Таганке» в продолжении традиций. Так было когда-то с Театром Вахтангова, который вырулил после нескольких лет мучительных исканий, так было с «Маяковкой»… Есть планы сделать Малую сцену Таганки поэтической площадкой для продолжения именно этой линии театра. Спектакль Влада Маленко о Есенине, с которым у театра давние творческие отношения (вспомним легендарного «Пугачева» с Высоцким образца 1968 года), может стать первой ласточкой, верно летящей по этой линии. Это органично и для театра, и для Маленко, ищущего себя в поэтическом театре. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1357
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
679
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3597
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2810

Другие новости