0
3833
Газета Печатная версия

21.07.2016 00:01:00

Легкое перо, быстрая линия

Памяти художника книги Льва Збарского

Владимир Солоненко

Об авторе: Владимир Константинович Солоненко – книговед, историк книги и книжного искусства.

Тэги: изобразительное искусство, графика, книжная графика, иллюстрация, мультфильмы, драматургия, переводы, юрий олеша, виктора гюго, дзержинский, ленин, мумия, корней чуковский, жанполь сартр, артур миллер, уильям сароян, генрих блль, лазарь лагин, олег попо


фото
График Феликс-Лев Збарский.
Фото из архива автора 

22 февраля в одном из хосписов Нью-Йорка на 85-м году жизни скончался художник Феликс-Лев Борисович Збарский. Так случилось, что вскоре после того, как это стало известно, по российскому Первому каналу телевидения начали демонстрировать сериал «Красная королева», одним из героев которого стал художник, с несколько видоизмененной фамилией – Барский. В послесловии к фильму Борис Мессерер сказал о нем пару теплых слов.

Лев Збарский родился 12 ноября 1931 года в Москве в семье ученого-биохимика Бориса Збарского, прославившегося участием в бальзамировании тела Ленина. Редкое двойное имя отец дал мальчику в честь двух уважаемых им людей: Феликса Эдмундовича Дзержинского и ученого-химика Льва Яковлевича Карпова. Став художником, свои работы он подписывал то Львом, то Феликсом, но никогда по паспорту – Феликсом-Львом. Звали же его все Левой. Первые опыты рисования он получил в Тюмени, куда в 1941 году эвакуировали тело Ленина, а с ним направили Бориса Збарского и его семью. В Москву все вернулись в 1945 году.


картина
Обложка книги
«8 румынских комедий»
отлично соответствует содержанию.
Рисунок Льва Збарского

В 1949 году юноша окончил с серебряной медалью 12-ю среднюю школу и год проучился во ВГИКе. В 1950 году он поступил в Московский полиграфический институт на художественно-оформительское отделение редакционно-издательского факультета. Учеба завершилась в 1955 году защитой дипломного проекта: оформление книги Виктора Гюго «Рюи Блаз» и выполнение буклета к спектаклю с тем же названием. У выпускника были отличные оценки по всем дисциплинам, но дипломную работу оценили на «хорошо». Видимо, красный диплом выпускнику Полиграфа не достался еще и потому, что в характеристике было сказано: «Принимал участие в общественной жизни института, но комсомольские и общественные поручения выполнял не всегда охотно и добросовестно. Недостаточно дисциплинирован». Думается, для тех, кто знал Льва, эти слова не будут неожиданными.

В том же 1955 году состоялся дебют художника в иллюстрировании. Он выполнил внешнее оформление и цикл рисунков для детской книги «Связная Цзинь Фын» Николая Шпанова. Известный в те годы автор шпионских и фантастических произведений написал повесть для детей о военном противостоянии Народно-освободительной армии Китая и Гоминьдана. 12-летняя героиня побеждает матерых чанкайшистов.

Збарский оформил еще несколько книг для детей, которые нельзя отнести к заметным работам. Одно исключение – книжка для дошкольников «Бутерброд» Корнея Чуковского (1961). Яркие, красочные, остроумные иллюстрации. Проблема, однако, в том, что Лев Збарский сделал ее совместно с Марком Клячко. И определить долю участия двух мастеров в этой книжке сегодня вряд ли возможно.

В 1956 году Збарскому доверили в Государственном издательстве художественной литературы (ГИХЛ) оформить том избранных произведений Юрия Олеши. Это был прорыв. Немногословное, но очень изысканное оформление привлекло к себе внимание многих людей. Правда, в «Советской культуре» появилось письмо в редакцию некоего калужанина А. Беляева под характерным названием «Вместо иллюстраций – выкрутасы». Такое было время...

Тогда же художник обнаружил расположение к иллюстрированию произведений драматургии. На эту особенность творчества Збарского специально обратили внимание в журнале «Театр». Вот некоторые вехи: 1956 год – пьеса Жана-Поля Сартра «Только правда»; 1960 – сборник пьес Артура Миллера; 1966 – сборник «Путь вашей жизни» Уильяма Сарояна; 1968 – «Семь коротких историй» Генриха Бёлля; 1970 – сборник «8 румынских комедий». Наконец, 1973 год – книга Фердинанда Брукнера «Елизавета Английская и другие пьесы» выходит без указания имени художника. К этому времени он покинул пределы отечества.

Львом Збарским оформлено около 60 книг. Для полутора десятка лет вроде бы не так много. Больше всего сделано для издательства «Искусство», которое называли Меккой советского книжного искусства (здесь он студентом в 1954–1955 годах проходил практику). Художник охотно работал и для «Художественной литературы», и для «Советского писателя», и для «Детской литературы», и для «Советского художника».

Искусствовед Юрий Герчук в статье о Збарском (1970) помимо драматургических книг особо отметил мастерство художника в оформлении худлитовских «Любовных элегий» Овидия и стихов Габриелы Мистраль. Обратил внимание Герчук и на удачные поиски в области шрифта: «Япония. Греция. Индия» Ильи Эренбурга, его же собрание сочинений, собрание сочинений Корнея Чуковского, «Постимпрессионизм» Джона Ревалда. Добавим еще одну блестящую работу – шрифтовое оформление суперобложки к альманаху «День поэзии-1963».

В ряде случаев Збарский создает веселый, бойкий стиль оформления, работает как карикатурист. Здесь можно назвать сборник комедий Владимира Дыховичного «Три истории о любви», «Съеденный архипелаг» Лазаря Лагина, «Эпиграммы» Марциала, «Тигр в барабане» Олега Феофанова, упомянутые «8 румынских комедий».

Будучи виртуозным рисовальщиком, Збарский многократно участвовал в конструировании изданий. Именно в этой области им получены награды Всесоюзного конкурса искусства книги.

В 1965 году для издательства «Искусство» художник разработал макет «белой», как ее называли, серии – «Архитектурно-художественные памятники городов СССР» (диплом II степени). Еще один диплом II степени был получен художником за альбом «Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники» (издательство «Искусство», 1968). Дипломом I степени отмечена работа Збарского над альбомом «Русская деревянная скульптура» («Советский художник», 1967).

Среди других удачных работ по конструированию изданий можно назвать (все – издательство «Искусство»): книгу об Олеге Попове (1964), альбом «Фернан Леже. Мозаика. Витраж. Керамика. Гобелен» (1970), альбом «Поэзия танца» (1971, совместно с Борисом Мессерером).

Меньше известно о работах Збарского вне книжного искусства. Борис Мессерер вспоминал, как ездил с ним в Ленинград, чтобы создать графические циклы, посвященные этому городу. А Юрий Герчук уточнил: «На недавней выставке он уже показал очень интересную серию станковых листов – холодноватые, строгие пейзажи Ленинграда». Кое-что Збарским самостоятельно или вместе с Мессерером сделано для театра. Замечен он и в кино. Это три мультипликационных фильма, в которых Збарский выступил художником-постановщиком: «Баня» (режиссер Сергей Юткевич, 1962), «Москвичок» (режиссер Иосиф Боярский, 1963) и «Страна Оркестрия» (режиссер Анатолий Каранович, 1964; Збарский здесь – один из трех художников-постановщиков).

О художнике написано мало. Названная статья Герчука (сборник «Искусство книги-65/66», 1970), воспоминания Мессерера «Промельк Беллы», в которых другу Льву Збарскому посвящено немало страниц (журнал «Знамя», 2011; журнал «Октябрь», 2013–2015). К ним надо добавить 2-й том юбилейного издания «Мы из МПИ», в котором Збарского вспоминают его однокурсники (2006). Много всего можно обнаружить в Интернете. Но особого доверия эти материалы не вызывают. Так, довольно часто пишут, что первой женой художника была манекенщица Регина Збарская (Колесникова), ставшая главной героиней телевизионного фильма «Красная королева». Это не так. Будучи еще студентом МПИ, Лев женился на студентке Московской консерватории Лауре Саакян. Ее бегло упоминали в своих воспоминаниях Илья Збарский (старший единокровный брат Льва, как и отец, ученый-биохимик) и Борис Мессерер.

В 1972 году Збарский перебрался в Израиль, в 1978-м – в США. Жил замкнуто, избегал общения с соотечественниками. Преподавал, что-то оформлял, но книжной графикой практически не занимался.

До своей эмиграции он иногда участвовал в коллективных выставках. В 1994 году стараниями Мессерера в Русском музее прошла выставка «Москва, Поварская, 20». Это адрес, где находились мастерские Бориса Мессерера, Юрия Красного, Льва Збарского. К ним добавили тех, кто разместился в мастерских позже. Это Дмитрий Бисти, Игорь Обросов и Николай Попов. Большинство вывешенных работ Збарского были из собрания Виктора Збарского, младшего брата Льва, ученого-фармаколога.

Борис Мессерер писал: «Я уверен: все, что делал и делает Лева Збарский, заслуживает пристального внимания. Когда-нибудь люди это оценят и воздадут должное художественному подвигу одинокого человека». Хотя его работ сохранилось немного, будем надеяться, что первая персональная выставка мастера на его родине все же состоится.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бал в Кремле глазами Воланда

Бал в Кремле глазами Воланда

Андрей Мельников

Роман Курцио Малапарте о торжестве Христа в коммунистической России

0
1139
Сельди вместо сэндвича

Сельди вместо сэндвича

Сергей Зенкевич

Карл Сэндберг ни в чем не повинен

0
439
Помоги не понимая понять

Помоги не понимая понять

Лев Яковлев

Озарения, впечатления, движение

1
305
«Русские мифы» покоряют Черногорию

«Русские мифы» покоряют Черногорию

Мария Бахтинова

Литературно-художественный фестиваль собрал авторов из разных стран

0
426

Другие новости

Загрузка...
24smi.org