0
2033
Газета Печатная версия

12.01.2017 00:01:00

Дерево с конфетами и кренделями

Как появилась и эволюционировала главная новогодняя традиция

Тэги: история, елка, рождество, новый год, пушкин, айвазовский, петербург, таллин, европа, берлин, традиции, подарки, гете, карл великий


история, елка, рождество, новый год, пушкин, айвазовский, петербург, таллин, европа, берлин, традиции, подарки, гете, карл великий Продажа «рождественского террора». Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918 г. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

1817-й стал в России годом больших событий. Александр Пушкин окончил Царскосельский лицей, в Феодосии родился Иван Айвазовский, а в Петербурге впервые установили рождественскую елку. Традиция эта, пришедшая из Западной Европы, поначалу получила узкое распространение лишь в императорских покоях, особняках аристократии и домах петербургских немцев. Но через три десятилетия елку уже устанавливали в конце декабря в дворянских домах по всей России. Так что можно сказать, у российской новогодней елки нынче юбилей.

Более древнюю историю праздничного дерева изучил немецкий писатель и журналист Бернд Бруннер. «Что навело людей на мысль пойти в лес, выбрать елку, срубить ее, а потом установить у себя дома и украсить? Многие ломали головы над возникновением этой традиции», – пишет автор. Его книга – внятно и интересно рассказанная «биография» елки, начиная с тех времен, когда она еще не ассоциировалась с Рождеством и легко могла быть заменена (в зависимости от местности) на сосну, лиственницу, самшит, тис или остролист.

О появлении первого рождественского дерева существуют разные версии. Появилось оно то ли в 1419 году во Фрайбурге, то ли в 1441-м в Таллине, то ли вообще в первом десятилетии ХVI века в Риге. А вот первое документальное свидетельство о рождественской ели обнаружилось в архивах Страсбурга. В соборе этого города дерево установили в 1539 году. А спустя три десятилетия в одной из цеховых хроник Бремена упоминается дерево, украшенное яблоками, орехами, кренделями и бумажными цветами, которое установили на Рождество в здании цеха; дети «обтрясали» его, как яблоню или грушу на осеннем празднике урожая. Традиция стала по-настоящему массовой сперва в Германии, затем в других странах.

Бруннера также интересует, откуда произошел этот обычай. Исторические корни рождественской елки уходят далеко в глубь веков. Ритуалы, связанные с почитанием дерева, встречаются во многих древних культурах. В средневековом исландском эпосе описан мировой ясень Иггдрасиль, древние шведы почитали божественный тис. Известно о свадебном дереве славян и «светящихся деревьях» в Индии и Персии… В Средние века люди полагали, что вечнозеленые ветви деревьев с острыми иголками отгоняют демонов и болезни. Но для стран христианского мира наиболее очевидна параллель между рождественской елкой и райским деревом (в церковных спектаклях его украшали фруктами и конфетами – так и появилась традиция вешать лакомства на елку). Изначально яблоко символизировало грехопадение, позже – спасение. Постепенно ель отделилась от сугубо церковного контекста.

1-6-13_t.jpg
Бернд Бруннер. История рождественской елки/
Пер. с нем. Е. Зись.– М.: Текст, 2017. – 128 с.

Но взаимоотношения елки и Церкви всегда были непростыми. Еще император Карл Великий запретил рождественские елки за «язычество». Подобные мысли священники внушали прихожанам вплоть до начала ХХ века, и в консервативных сельских общинах этих правил строго придерживались. В некоторых германских землях Церковь как крупный владелец лесных угодий препятствовала несанкционированной вырубке деревьев. (Согласно легенде, однажды сам Гёте был пойман лесничим на «месте преступления».) Увы, предновогоднее еловое браконьерство не удалось победить до сих пор, притом что выращивание хвойных деревьев для праздника ныне поставлено на промышленные рельсы.

«Рождество считалось магическим временем, когда действовали другие законы», – отмечает Бруннер. С точки зрения классической науки зимой плодов на дереве вырасти не может. А в сказках, которые так любят слушать дети, случается всякое. Так что еловая рождественская традиция легла на благодатную почву. Украшение деревьев фруктами и сладостями, превращение елки в «магазин подарков» – вполне закономерное явление. Живая ель, установленная в городском доме, символизирует связь с природой, с лесными духами и прочим фольклором.

В Германии традиция ставить в состоятельных домах наряженную елку укоренилась в ХVIII веке. А к началу следующего столетия обычай проник и в Россию, в самые продвинутые и прозападные семьи. Кстати, весьма популярная в качестве праздничного атрибута пихта Нордмана получила название по имени финского ботаника, который в первой половине XIX века работал в Одессе.

Традиция с течением времени эволюционировала, технически обогащалась. Придумали специальный зажим для крепления свечей на ветках (иначе – падение и неизбежный пожар). Наладили промышленный выпуск елочных игрушек, в том числе стеклянных шаров, покрытых нитратом серебра. Появились механические колокольчики и ангелы, трубящие в трубы. Изобрели устойчивый крепеж для дерева. Шедевром американской технологии стала чугунная елка, по полым ветвям которой пустили горючий газ. Не отставали и немцы: 130 лет назад в Берлине появились первые елки, освещенные электрическими лампочками; провода искусно замаскировали среди веток. «Но разве электрический свет может заменить волшебство свечей? Кое-кто относился к нему скептически», – констатирует Бруннер. Зато елка стала безопасной в пожарном отношении. Немец Гуго Эльм выпустил в 1878 году «Золотую книгу о Рождестве», ставшую бестселлером и настольным пособием для всех, кто готовился отмечать этот праздник по всем правилам. Эту книгу, много раз переиздававшуюся на разных языках, и сегодня можно встретить в европейских домах. Эльм скрупулезно описал, как лучше всего развешивать предметы – марципаны и конфеты, спирали и канитель, звезду из пресс-папье и коробочки с подарками, как укреплять атласную ленту с рождественской надписью. Однако прогрессивные люди XX века считали богатые елки китчем, сообщает Бруннер.

Каждая эпоха придавала рождественской елке свои фирменные черты. В годы послевоенного экономического рывка в Западной Германии «елка оказалась втянутой в растущий бум потребления», стала элементом рекламы и маркетинга. «Когда в 1968 году бунтующее студенчество ополчилось на общество потребления, не пощадили и рождественскую елку. Она воплощала то, что многие тогда называли «рождественским террором».

В 1970–1980-е годы возникла мода на украшения ручной работы и всяческое елочное ретро, на натуральные материалы. Жители западноевропейских столиц осаждали блошиные рынки в поисках «бледнолицых фарфоровых кукол» и прочих старинных игрушек-безделушек.

Ныне рождественские елки делают из жести и алюминия, из картофеля и шоколада, из муранского стекла с бриллиантами или хрусталем... Стали популярны елки из стекловолокна, которые излучают яркий голубой свет. Модельеры и дизайнеры создают эксцентричные и эксклюзивные, экспрессивные и провокативные елки. Появляются идеи генно-модифицированных елей (для устойчивости против короедов или для эффекта свечения). Но по-прежнему многие предпочитают традиционную живую ель, пахнущую смолой и хвоей. Этот символ домашнего мирного очага продолжает жить, несмотря на мультикультурализм и техническую революцию. История рождественской елки, резюмирует Бруннер, еще далеко не завершена.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тегеран: Европа согласилась внести $15 млрд в механизм Instex

Тегеран: Европа согласилась внести $15 млрд в механизм Instex

0
181
Италия отказалась от евроскептицизма

Италия отказалась от евроскептицизма

Татьяна Зонова

Никто не берется предсказать, как долго продержится новое правительство

0
612
Невостребованные знания

Невостребованные знания

Андрей Платонов

Что такое история военно-морского искусства

0
653
Камень падает вверх, злодей женится на принцессе

Камень падает вверх, злодей женится на принцессе

Наталья Рубанова

Валерий Бочков о мультимедийном восприятии, диффузии культур и о том, считать ли лингвистическую мастурбацию литературой

1
2032

Другие новости

Загрузка...
24smi.org