0
1325
Газета Печатная версия

10.08.2017 00:01:00

Из когорты шестидесятников

Номера в гостинице для Камбуровой и Маяковского

Тэги: театр, драматургия, воспоминания, марк розовский, арбузов, юмор, сатира, журналистика, советский союз


28-13-11.jpg
Виктор Славкин. Разноцветные тетради. Записи на обратной стороне жизни.
– М.: Галактика, 2017. – 592 с.

Только наивный человек может подумать, что регулярно вести дневник легко. Подумаешь – записывай каждый вечер, что произошло в течение дня. Делов-то!

Однако всякий, кому приходилось сталкиваться с подобной процедурой, знает, насколько это мучительно. Не случайно многие охотники фиксировать хронику текущей жизни через месяц, от силы два, сдаются и забывают о своих благих намерениях как о страшном сне.

Писатель Виктор Славкин не сдался. Он вел дневник несколько десятков лет. Накопилось 40 тетрадей.

Описывать каждодневные события он начал практически со времени поступления на работу в редакцию боевитого и очень популярного тогда журнала «Юность». Славкин заведовал отделом сатиры и юмора, он проработал там – страшно сказать – 17 лет! Все это время он находился на стремнине литературных событий. Вдобавок как драматург Виктор Иосифович был накрепко связан с театральным миром, знал его закулисную сторону. Это тоже нашло отражение в дневниках писателя, которого следует отнести к когорте шестидесятников.

В середине 1970-х годов при журнале «Юность» существовала литературная студия «Зеленая лампа». В ней имелось несколько семинаров, в том числе семинар сатиры. Руководил им, естественно, Славкин. 

Виктор Славкин все время находился на стремнине литературных событий.  	Иллюстрация из книги
Виктор Славкин все время находился на стремнине литературных событий. Иллюстрация из книги

Автору этих строк посчастливилось заниматься в той группе. Виктор Иосифович предельно добросовестно относился к новой для себя преподавательской деятельности, готовился, придумывал оригинальные задания. Он был интересным рассказчиком, предельно остроумным человеком. Многие из поведанных им историй читатели найдут в книге «Разноцветные тетради». Ничто не ускользнуло от его цепкого пера: ни то, что видел сам, ни то, что узнавал от других.

В результате создается объемная картина литературной жизни страны последней трети прошлого века. Тогда редакции охотно посылали журналистов в командировки. Много ездил и Славкин, наблюдал, записывал: факты, события, имена, даты. Поэтому его дневники представляют чтение и увлекательное, и познавательное. 

Очевидно, споры вызовет институт примечаний «Разноцветных тетрадей». Они не выделены в отдельный блок, как это случается чаще всего, а сделаны постранично. С одной стороны, это удобно – не нужно ежеминутно лезть в конец книги. С другой – разыскать нужную вещь порой проблематично. Но это все мелочи. Не отразятся на качестве и мелкие ошибки: отдел сатиры в «Литературной России» назывался «Ревизор», а не «Чемодан»; я уже года три не веду «Клуб 12 стульев» и т.п.

Помимо зарисовок литературного быта в сборнике встречается много конспективных сюжетов для пьес. Возможно, кто-то пожелает их использовать. Думается, щедрый Славкин не был бы против. 

Заносились в тетради и просто курьезные случаи. «Приехала Камбурова в провинцию, в ее афише указаны Маяковский, Левитанский, Лорка. Забронировали номера всем: Камбуровой, Маяковскому, Левитанскому, Лорке».

Виктор Иосифович не собирал автографов знаменитых людей, хотя имел для этого все возможности. Лишь один-единственный раз он попросил автограф: у всемирно известного драматурга – Эжена Ионеско, с которым случайно столкнулся во Франции. Пионер театра абсурда был кумиром Славкина, и символично, что сборник предваряют его иронические слова: «То, что я пишу эти заметки, бесполезно и только снижает духовный уровень того, что я сочиняю: более того, это не что иное, как род литературы (к тому же плохой), личный ежедневник, записи десятой категории, сведения обо мне самом… никого не интересующие, но которые всегда интересны мне… пока я существую и живу в этом мире, – и я болтлив, болтлив, болтлив и нескромен».  

P.S. Еще одно мнение о книге Виктора Славкина читайте на стр. 13 этого номера. «НГ-EL»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Скандал между участниками и организаторами Седьмой московской биеннале вышел в открытое поле

Марина Гайкович

0
1131
Вахтанговцы сыграли  Платонова

Вахтанговцы сыграли Платонова

Марианна Власова

В спектакле постоянно присутствует эффект ожидания переигранного финала

0
1963
Не проси меня, чернокожая…

Не проси меня, чернокожая…

Евгений Лесин

Гальпер, Гамлет, Гитлер и подмосковные бараки Южного Бронкса

0
2687
Где желудок у селедки

Где желудок у селедки

Владимир Пряхин

«Хорошие и разные» авторы во второй раз выступили в клубе «Стихотворный бегемот»

0
152

Другие новости

Загрузка...
24smi.org