0
3334
Газета Интернет-версия

07.09.2017 00:01:00

Можно построить себя как дом

Юрий Крохин

Об авторе: Юрий Юрьевич Крохин – прозаик, эссеист, финалист премии «Нонконформизм-2013».

Тэги: поэзия, евтушенко, вознесенский, ахмадулина, шестидесятники, литинститут, офтрольмология, медицина, новелла матвеева


поэзия, евтушенко, вознесенский, ахмадулина, шестидесятники, литинститут, офтрольмология, медицина, новелла матвеева Виктор Широков: «Не ходил и не хожу в стаде, не нахожусь в обойме». Фото Елены Шанович

«В поэзии никто ничье место не занимает и занимать не может», – писала Новелла Матвеева в своем эссе о лирике Виктора Широкова. Суждение вполне справедливое; лица необщим выраженьем обладает лишь поэт, для иных годится звание эпигона. Уместно тут вспомнить ахматовские строки: «Не повторяй – душа твоя богата –/ Того, что было сказано когда-то...» Правда, далее следует известная формула о поэзии как одной великолепной цитате. Ее, думается, не надо трактовать буквально, а скорее таким образом: весь лексический запас, рифмы и стихотворные размеры, мотивы лирики известны давно и повторяются, варьируясь и обогащаясь, у разных поэтов... Взыскательный взгляд читателя не обнаружит в стихах Виктора Широкова отчетливых влияний или заимствований. И он декларирует свою независимость определенно: «Не ходил и не хожу в стаде, не нахожусь в обойме». Все та же Матвеева отнесла поэзию Виктора Широкова к есенинской школе, с чем поэт не согласился. И в самом деле, нет у Широкова есенинской романсовой чувствительности, надрыва, словесной небрежности. Никаких вам тальянок и березок, бандитов, с которыми жарил спирт московский озорной гуляка, словом, всего того не лучшего у Есенина, что отдает явной низкопробностью и особенно трогает читателей с неразвитым вкусом...

Некоторые стихи молодого поэта нравились тем, кого Широков считает своими учителями, – Павлу Антокольскому, Евгению Винокурову, Александру Межирову. Престарелый Павлик (так называла юного Антокольского Марина Цветаева) восторженно отозвался на поэтические опыты Широкова: «Первое знакомство с поэзией Виктора Широкова было на старости лет настоящим подарком жизни». И Вадим Шефнер доброжелательно оценивал стихи Широкова, и Константин Ваншенкин, и Давид Самойлов. Критики – Александр Михайлов, Владимир Гусев, Виктор Перцов тоже благоволили. Короче говоря, успех был налицо: стихи печатали, стихотворные сборники выходили, критика мирволила. Но что-то – что? – не давало покоя душе, тревожило, терзало, а с годами – все сильнее... Позднее, в 1986-м, он выразил соображения о самих основах человеческого существования:

Кто-то, кажется, Кафка,

сказал о том,

что повторялось

тысячекратно:

человек потерян в себе самом

безвозвратно.

Но ведь можно построить

себя как дом,

если нравственно ты

не калека...

Человек потерян в себе самом,

важно найти в себе человека.

Откуда, скажите, у молодого, благополучного вроде бы человека – студента, спортсмена, начинающего поэта – такая склонность философски осмыслить окружающую нас реальность, задавать – самому себе – какие-то основополагающие вопросы, вечные вопросы «русских мальчиков»? Не ущербность, нет, – осознание конечности, трагичности человеческого бытия и осознание своего предназначения. В 1964-м являются такие строки:

Иногда мне бывает

очень трудно.

Я хочу быть понятым

и не всегда бываю понятным.

Я хочу быть таким, как все;

Я – это я...

В ту молодую пору поэт уже явственно ощущает свою особость и, может быть, еще не осознает, что именно это и делает его поэтом, придает голосу неповторимость.

Выскажу не слишком оригинальную догадку о природе творчества Виктора Широкова. В нашей литературе (о других судить не берусь) оставили весьма значительный след писатели, получившие медицинское образование; ну вот, первые имена, что на слуху: Антон Чехов, Викентий Вересаев, Михаил Булгаков и наши современники Василий Аксенов, Юрий Крелин. Список, вероятно, можно продолжать, но зачем? Объяснение тут лежит на поверхности: доктора, они знали психофизиологическую природу человека, умели пристально вглядываться в глубинную суть поступков своих пациентов-персонажей. Мотивировки их убедительны и правдивы... Виктор Широков, серебряный медалист средней школы, поступил в медицинский институт в Перми. А это, заметьте, Предуралье – особый климат, особые условия жизни, где некогда раскинулись острова архипелага ГУЛАГа...: «Ведь я с рожденья был сослан в места, где выжить было великое благо, где парусом белым манила мечта, плутая в бухтах архипелага ГУЛАГа... Я почти 30 лет «отбыл» там, куда телят не ганивал пресловутый Макар; и весь свой пыл вынес из «заключения» раннего («Зона», 1988)».

В поэзии Виктора Широкова тех лет ощущения двойственности и лжи, пронизавших нашу действительность, проступали еще не столь явственно; понадобилось время, чтобы со всей обезоруживающей прямотой оценить неизлечимость заболевания:

Средь тленья, гниенья,

распада

приходится строить и жить.

А муза сказала: «Не надо,

нельзя о дурном говорить!

Дружок, веселись до упаду,

тяни наслаждения нить...»

Но я ей ответил, что надо

всегда обо всем говорить.

Виктор Широков стал офтальмологом. Причем занимался серьезно – окончил ординатуру на кафедре глазных болезней Пермского мединститута. Потом в качестве хирурга служил в московских клиниках. Лечил зрение и совершенствовал собственное – поэтическое. Прошел период поэтического роста от дебютной публикации в 1964 году в пермской газете «Молодая гвардия» до сегодняшнего багажа в 18 (или 19) поэтических книг.

Литератор – а тем паче поэт – по определению книгочей. Виктор Широков в студенческие годы читал, по его словам, много, бурно, организовал в институте клуб «Поэзия», редактировал литературную страницу областной газеты «Звезда», часто выступал по местному радио и телевидению. Институтская библиотека оказалась поистине превосходной – ее вывезли некогда из Дерптского университета. Выпускнику Широкову разрешили выкупить некоторые из сокровищ – несколько томов из собрания сочинений Марселя Пруста, довоенные издания английских и американских поэтов, другие редкие книги. Возможно, именно тогда возникло желание переводить зарубежную поэзию, поскольку английский углубленно изучал и в школе, и в институте. И всерьез заниматься собственным сочинительством. На третьем курсе задумал перевестись в Литературный институт, но это получилось только в 1970 году.

Виктор Широков вспоминает: «Учился я у кого ни попадя, «лабораторией» были заполнены мои записные книжки, писал я много, не всегда удачно... Нет у меня сейчас любимого поэта. Любил в юности Державина, Лермонтова, Тютчева, Анненского, Блока (которого и сейчас считаю крупнейшим поэтом прошлого века), Есенина (под влияние которого боялся попасть и перечитывал нечасто). О «шестидесятниках»: они нам, детям войны, не помогали, а вытаптывали и затирали. Да, они были социально активнее нас и, может быть, даровитее, хотя от каждого поколения остается не более десятка имен, а потом, дай бог, один-два сочинителя. Но фронтовики (как всегда, через поколение) нам хоть чуть-чуть помогали. Вознесенского любил больше Евтушенко. Последний, как и Андрей Дементьев, всего лишь ипостаси Эдуарда Асадова, – банальные социальные прописи. В Вознесенском привлекали формальные поиски, яркие заимствования, но уже в 80-е годы они выродились, и сейчас осталась лишь горстка пепла. Все они, «шестидесятники», держались на самопиаре и манипулировании КГБ. Ахмадулина была хороша своей сексапильностью и первой книжкой. Потом осталось нытье, что ей не пишется, и манерничанье. Маяковский как-то написал: «Один сезон наш бог Ван-Гог, другой сезон – Сезанн». Я увлекался кратковременно Самойловым, Межировым, Винокуровым, Тарковским, Слуцким, которые отвечали мне легкой взаимностью»

Лирика Виктора Широкова предельно искренна, даже исповедальна. Ни жалости к себе, ни самолюбования; жесткие, беспристрастные оценки своей жизни, профессиональных трудов – словно взгляд со стороны: «Странно, прежде был я мучим мнением чужим ползучим, рвался к славе напрямик, пробовал поверх барьеров, зол был на пенсионеров, а сейчас утих, обвык. Только сердце вдруг забьется чаще, словно остается в глубине осадок лжи; был ты доктор, был редактор, всюду не хватало такта, лез в ученые мужи. В 20 лет болел вопросом: воспарю ль, останусь с носом, есть талантец или нет? Вот и стало больше вдвое, от вопросов нет отбою и ответов тоже нет. Впрочем, я в одном уверен: кем-то жребий мой измерен, взвешен, выверен вполне...»

Поэзия Виктора Широкова традиционна в лучшем понимании этого слова. Она чужда словесным новациям в духе Велимира Хлебникова или Маяковского, чрезмерной метафоричности имажиниста Есенина, аффектации Марины Цветаевой. Она сдержанна и содержательна. Он, как и Мандельштам, смысловик. Метр, рифма, фольклорная традиция и классическое наследие, сама просодия – все в его стихах «на месте». Главное для поэта – осмыслить себя, свое место в мире, может быть, подвести итоги. Наконец, сказать нечто важное о том, как на глазах меняется жизнь, как былые представления о ценностях сменяются новыми, по большей части чуждыми. Каждый из нас, читателей, обязательно найдет в стихах Виктора Широкова что-то созвучное собственным настроениям, совпадающее с собственными оценками. И будет радостно удивлен остротой поэтического взгляда, богатством тематики и словаря, зрелостью размышлений нашего современника, яркого, незаурядного поэта.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1282
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
645
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3481
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2715

Другие новости