0
461
Газета Печатная версия

14.06.2018 00:01:00

Поэт в зеркале записок

Что спрашивали у Маяковского, можно узнать до 12 августа

Тэги: маяковский, поэзия, пастернак, выставка, записки


Подлинные афиши и записки воссоздают поэтический дух 20-х годов. 	Фото автора
Подлинные афиши и записки воссоздают поэтический дух 20-х годов. Фото автора

Владимир Маяковский часто выступал перед читателями на поэтических вечерах и диспутах. Это была его привычная стихия, он любил прямой контакт с аудиторией. Поэт читал стихи во многих городах, в том числе за границей. И на всех выступлениях к нему из зала приходили многочисленные записки. Вопросы, реплики, уточнения, просьбы прочесть то или иное стихотворение. Под влиянием этих откликов он подчас корректировал свои прежние стихи и даже сочинял новые. Поэт собирал и перепечатывал наиболее интересные записки, планируя издать их книгой со своими комментариями... Но не успел.

Книга не вышла, но подарила свое название выставке, открывшейся в канун 125-летия поэта в московской галерее «На Шаболовке». У входа в залы начертано: «Маяковский. Универсальный ответ записочникам». Кураторы проекта, исследователи русского авангарда Александра Селиванова и Марина Краснова, решили впервые показать публике записки, которые никогда не публиковались и не экспонировались. Для знатоков это интересная и полная загадок тема. Кто их писал? Что двигало людьми, взявшимися за карандаш? Как поэт отреагировал на ту или иную записку? На многие из этих вопросов ответов сегодня уже не получить. Но можно пофантазировать...

Выставка затрагивает вопросы не только истории литературы, но и социологии. Создатели экспозиции, по выражению Александры Селивановой, «вычленили семь слоев аудитории Маяковского». Каждому из них (рабочий, студент, нэпман, интеллигент из «бывших», барышня-секретарша и т.д.) посвящен отдельный уголок с комментарием социолога об этом типаже. А фотографии и подлинные вещи 20-х годов показывают, что носили, как выглядели, чем интересовались эти люди. Ведь Маяковский писал и читал стихи для них. Зная умонастроения этого круга, легче воссоздать образ поэта.

И конечно, здесь множество записок – на пожелтевшей бумаге, написанных неразборчиво и подчас с грамматическими ошибками, но всегда – неравнодушно. «Вы выбрали недостойное поэта амплуа: потешать публику подобно цирковому клоуну», – сердится один из слушателей. «Скажите, пожалуйста, вы женаты или нет?» – интересуется некий любитель поэзии (или любительница?). «Какого вы мнения о Пастернаке?» – допытывается начитанный аноним. «Мы разочарованы. Мало нахальства и мало ругательств», – констатирует безвестный завсегдатай поэтических вечеров. Диапазон представленных записок широк – от кратких реплик до развернутых высказываний. Здесь же впервые можно увидеть подготовительные материалы книги Маяковского о записочниках. Может быть, их когда-нибудь опубликуют.

Эти листки из блокнотов – свидетели ярких событий легендарной эпохи. Они позволяют увидеть Маяковского в новом ракурсе, воссоздать осколки тогдашнего быта. Читая их подряд, словно ленту социальной сети (на это сходство указал выступивший на вернисаже филолог Дмитрий Бак), невольно сопоставляешь детали литературной жизни 1920-х годов и наших дней. Современные поэты, читающие с эстрады, тоже вышли из желтой кофты Маяковского. Многие из них умеют так же стремительно и остроумно отвечать на вопросы из зала, как это делал автор «Стихов о советском паспорте».

Выставка работает до 12 августа.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кураспатом быть обязан. В галерее XL художник Роман Сакин учит оздоровлению через точку в.п.

Кураспатом быть обязан. В галерее XL художник Роман Сакин учит оздоровлению через точку в.п.

Дарья Курдюкова

0
801
В этом Дарвин виноват

В этом Дарвин виноват

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

К 85-летию Кира Булычева вышел сборник его избранных стихотворений

0
1628
Лихая непреходящая экзистенция

Лихая непреходящая экзистенция

Мария Костычева

«ДК» – это не Дана Курская, а Дом культуры

0
423
На Лермонтова народ не поедет

На Лермонтова народ не поедет

Борис Романов

1
1500

Другие новости

Загрузка...
24smi.org