0
3709
Газета Печатная версия

29.01.2020 20:00:00

Пять книг недели

Тэги: алконост, святочный рассказ, гоппе, схейен, элитис


3-9-13150.jpg

Алконост 2019. Альманах. Вып. 51 / Ред. О. Нечаева; творческое объединение «Алконостъ».

– М.: Воймега, 2020. – 240 с. ISBN 978–5–6043511–5–4

Новый выпуск приурочен к 30-летию альманаха «Алконостъ»: его первый номер увидел свет в декабре 1989 года. Сначала это был самиздатовский журнал, основанный Ольгой Нечаевой и Натальей Перовой; позднее вокруг него образовалось одноименное творческое объединение. Издание включает стихотворные подборки постоянных участников альманаха в том порядке, в каком поэты присоединялись к «Алконосту»: начиная Ольгой Нечаевой («Город пришпилен к пространству огромной булавкой./ Город, построенный между асфальтом и небом./ Медленно тянется очередь в винную лавку…») и заканчивая Мариной Мурсаловой («Сердце плавает в вещах,/ словно муха в постных щах, –/ очень грустно, мой учитель,/ понимать в таких вещах…»). Среди других авторов – ответственный редактор «НГ-EL» Евгений Лесин, Александр Переверзин, Алексей Тиматков, Мария Тиматкова, Андрей Чемоданов, Ян Шенкман и другие.

3-9-12150.jpg

Новый святочный рассказ: Мария Акимова, Всеволод Алипов, Наталья Вольней, Алексей Илюшкин, Аграфена Кузьмина, Мария Мартынова, Сергей Устинов, Ирина Яновская / Составитель Мария Мартынова; предисловие Евгения Попова.

– М: Литературный институтимени А.М. Горького, 2020. – 96 с. – (Библиотечка альманаха «Тверской бульвар, 25»). ISBN 978–5–7060–0161–2

Пока литературоведы размышляют об исторических судьбах рождественских и святочных рассказов, прозаики продолжают их писать. Энтузиазмом Евгения Попова, не только писателя, но и руководителя творческого семинара в Литературном институте и на его Высших литературных курсах, второй год выходят сборники святочных рассказов его подопечных. Авторы не только вступают в диалог с каноном жанра, но и трансформируют его. Если классик святочного рассказа Николай Лесков полагал, что сюжет должен, пробившись сквозь чертовщину фабулы, завершиться непременно весело, прозаики XXI века заканчивают новогодние сочинения чаще всего страшно. Хотя надежду и читателям, и себе все же оставляют. Вот главный герой рассказа Алексея Илюшкина «Ватрушка» после каскада приключений выходит с сотрясением мозга из больницы:

«– Шоколад, – вспомнил Смирнов.

– На сладкое потянуло?

– Я у тебя в квартире рюкзак у батареи положил... Растаяли, наверно... Шесть плиток...

– Ну, будет одна, – улыбнулся брат, и они пошли в сторону дома».

3-9-14150.jpg

Виктор Гоппе. Назови формулу любви.

– М.: Издательство Виктора Гоппе, 2019. – 16 с.

Раритетный (тираж всего нумерованных 30 экземпляров) комикс, выпущенный художником, издателем, лауреатом премии «НГ» «Нонконформизм» Виктором Гоппе, имеет подзаголовок «Документальная рисованная история, рассказывающая о жизни и творчестве моего друга и художника Ильи Оброскова». С помощью выразительной графики и кратких подписей книжка повествует о любви поначалу просто мальчика Илюши Оброскова к фауне (это чувство было взаимным), потом – подросшего Ильи к искусству и к девушке своей мечты «Полине из Строгановки». Увы, «яркий и прагматичный» роман Полины и Ильи закончился кратким, но емким словом «адью». Зато любовь к искусству – и в первую очередь к искусству книги – продолжается, о чем свидетельствует последняя фраза комикса: «Да здравствует союз Аполлона!»

3-9-11 copy150.jpg

Шенг Схейен. Авангардисты. Русская революция в искусстве 1917–1935 / Пер. с нидерл. Е. Асоян.

– М.: КоЛибри, Азбука-Классика,2019. – 512 с. ISBN 978–5–389–14356–2

Автор книги – один из ведущих западных специалистов по русской культуре и истории ХХ века, служивший атташе по культуре в посольстве Нидерландов в Москве. Его докторская диссертация посвящена Сергею Дягилеву – как и несколько книг. В данном издании речь идет о русских авангардистах послереволюционного периода – и вплоть до середины 1930-х. Шенг Схейен подробно исследует такие темы, как «Казимир Малевич в Кремле» и «Авангардисты в провинции», «Белая революция» и «Башня Татлина», «Монументальная пропаганда! Или: авангардист на государственной службе» и многое другое. Автор полагает, что «авангард – это не направление и не стиль в искусстве и, на мой взгляд, не теория. Авангард – это менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в каждой фибре их души...».

3-9-15150.jpg

Одиссеас Элитис. Достойно есть: Поэма / Пер. с греч., послесл. и коммент. И. Харламова; вступ. ст. Д. Яламаса.

– М.: ОГИ, 2019. – 168 с. ISBN 978–5–94282–861–5

О поэме нобелевского лаурета по литературе Одиссеаса Элитиса (1911–1996) в статье «От редактора» Димитрис Яламас пишет: «Достойно есть», как и все творчество Элитиса, хотя и берет свои истоки в двухтысячелетней традиции греческой поэзии, представляет собой неотъемлемую составляющую системы европейского модернизма, хорошо знакомого поэту. Первые его работы дышали образами и техниками сюрреализма, эта особенность проявляется и в «Достойно есть». Элитис – глубоко греческий поэт, однако его творчество принадлежит не только Греции...». Поэма переведена на почти 30 языков, а теперь и на русский: «В НАЧАЛЕ свет И самый первый час/ когда губы сквозь глину еще/ пробуют явления мира...».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости