0
1350
Газета Печатная версия

11.04.2001

Анатомия мифа

Тэги: Дворкин, сектоведение, тоталитарные, секты


Александр Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2000. 693 с.

НАЧНУ с хорошей новости. Второе издание книги Александра Дворкина содержит меньше фактических неточностей, чем первое. В предисловии автор выражает благодарность своим внимательным читателям, чьи замечания он учел. Увы, не все. Иначе не приписывал бы честь созыва Всемирного парламента религий в Чикаго "оккультной секте сведенборгиан" (с. 49). Сделали это унитарии, хотя и не в одиночку. Не сомневаюсь, что и для них у Дворкина есть какая-нибудь бранная кличка.

На пользу книге пошла пара глав по индуизму, написанных Анатолием Михайловым. Кстати, не мешало бы уважить удачного соавтора хотя бы упоминанием в предисловии┘ К сожалению, Дворкин сохранил в новом издании свои главы по кришнаизму и трансцендентальной медитации, которые по соседству с содержательными текстами Михайлова выглядят престранно. Я думаю, кришнаиты вдоволь посмеялись, когда узнали, что их священные песнопения "киртаны" - это "танцы, посвященные Кришне", а "санкиртаны" (почитание Кришны с помощью киртан) - "сбор денег на улице" (сс. 288 и 279).

Впрочем, нет смысла перечислять фактические неточности книги. Список окажется слишком длинным, да и суть проблемы в другом. Не станете же вы выявлять фактические огрехи в "Протоколах сионских мудрецов"? Миф создается по иным законам, которые не имеют отношения к обыденной реальности. Вот и займемся анатомией мифа.

Основной посыл книги Дворкина остался прежним. Хотя в подзаголовке и значатся слова "опыт систематического исследования", ни к богословию, ни к науке книга отношения не имеет. Впрочем, автор этого и не скрывает, заявляя, что его целью была не богословская полемика, а сокращение числа жертв "религиозного тоталитаризма". Светских же религиоведов он весьма не жалует, считая их подкупленными союзниками "тоталитарных сект". Продажные негодяи даже не признают, что этот термин имеет право на существование.

Жанр, в котором Дворкин борется со злом, можно было бы назвать "судебным фельетоном", если бы не одно "но": пишет он по преимуществу не о преступниках, находящихся под судом, а о религиозных организациях, официально зарегистрированных в России.

Пафос автора, обороняющего православие от "сектантской чумы", ясен. Ну, противны ему все эти "извращенцы от религии", и нету на них никакой управы - лезут из всех щелей. Есть такой тип религиозного сознания, у которого иноверие, да еще облаченное в диковинные одежды, вызывает брезгливый испуг. Вопрос в другом. Идет ли на пользу православию огульное охаивание всех новых религий без какой-либо попытки дать о них внятную религиоведческую и богословскую информацию? На мой взгляд - вредит, и очень сильно.

Почти на семистах страницах убористого текста из главы в главу (о главах Михайлова - разговор особый) проходит нехитрое противопоставление: "сектантские" лидеры - страшные преступники против человечества на манер тех, что были осуждены Нюрнбергским трибуналом, рядовые же "сектанты" - безгласные жертвы. Стало быть, главная задача - уберечь вторых от первых. Православные миссионеры, вооружившись трудом Дворкина, должны убедить их, что они попали в руки ужасных негодяев. А также напугать потенциальных жертв.

Представим себя на минутку на месте этих жертв. Предположим, увлеклись вы учением преподобного Муна, мунисты изливают на вас море добрых чувств, вы ощущаете себя среди них своим, чувство локтя помогает преодолеть трудности жизни. Подходит к вам миссионер-дворкинец и говорит: не верьте этим лжецам, они вас надувают, это у них называется "бомбардировка любовью". Да как бы ни называлось. Жить-то легче.

Или подкатывается верный дворкинец к религиозному юноше, который не сделал еще своего выбора, и начинает выливать ушаты грязи на кришнаитов, мунитов, сайентологов. А потом бьет себя в грудь и говорит - у нас, православных, вся полнота истины, идите к нам, и спасетесь с гарантией. Не думаю, чтобы слив компромата помог миссионеру склонить на свою сторону колеблющегося. Гораздо вероятнее другая реакция - какой же ты православный, если так поносишь ближнего? Как-то не по-христиански.

Схема "преступник-жертва" в сфере религии не работает. Это не значит, что никто не наживается на чьих-то религиозных поисках. Еще как наживаются. Но, по моим наблюдениям, это не хладнокровные охотники за наживой, каковыми Дворкин пытается представить всех "сектантских" лидеров. Если они и заблуждаются, то делают это вполне искренне. В противном случае не увлечь им за собой столько последователей. Пирамиды можно строить за счет тех, кто хочет купить на грош пятаков - корысть ослепляет. Истину, как правило, ищут бескорыстно.

Убедить таких можно лишь одним способом - показать, что учение, которое ты исповедуешь, дает реальные плоды, и ты сам тому хороший пример. Злобно охаивать конкурентов, прибегая ко лжи, искажая факты, - пример не слишком хороший, и вряд ли он увлечет кого-нибудь.

Но не врать сторонник модели "преступники-жертвы" не может. Он невольно попадает в порочный круг. Коли есть жертвы, должны быть и преступники. Вот они, ату их, ату┘ Идет слив компромата, почерпнутого в основном из Интернета, где, как известно, никто не отвечает за достоверность информации. А если преступников не арестовывают, значит, власть не проявляет нужной бдительности и следует ей помочь. Жанр судебного фельетона сменяется жанром доноса, причем облыжного.

"Мормоны действуют тихой сапой, но весьма активно: в последнее время в печати все чаще появляются сообщения (чьи? - Б.Ф.) о скупке ими российских промышленных предприятий┘ и недвижимости. По сообщениям (чьим? - Б.Ф.), эти операции проводятся┘ с нарушением налогового законодательства" (с. 133).

"Не связано ли это настойчивое желание кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?" (с. 304).

Теперь о главах, написанных Анатолием Михайловым. Ему удалось выполнить непростую задачу - дать краткий и компетентный очерк истории индуизма, классифицировать его основные направления и показать процесс зарождения неоиндуизма. Но обличительный пафос его соавтора так неукротим, что прорывается и на эти здравые страницы. К примеру, после толкового описания сути йоги выскакивает, как чертик из табакерки, такая вот загадочная фраза: "Профессор Огорд (Дания) называет традиционную йогу искусством смерти, термоядерным оружием индуизма в его войне против жизни" (с. 253). Лихо сказанул профессор.

Невротические вкрапления во вполне вменяемый текст можно было бы счесть курьезом, но дело, к сожалению, хуже. Установка на модель "преступники-жертвы" заставляет автора противоречить себе. Научная добросовестность подвигает его допустить, что некоторые современные неоиндуистские движения признаются традиционными индусскими наставниками, что включает их в рамки нормативного индуизма (с. 261). Но они же возглавляются "преступниками", а значит, иначе, как "псевдоидуистскими", называть их не годится.

Сложнейшая проблема превращения индуизма в мировую религию, что неизбежно влечет за собой преодоление кастовых барьеров и обращение неиндусов, не станет понятней, если рассматривать ее как часть мирового заговора сил зла против твердыни православия. Да и адекватно ответить на вызов индуизма христианство не сможет, если будет опираться на паранойю.

Труд Дворкина приводит на ум банальную истину. Достижение цели негодными средствами ведет к ее подмене. То есть достигается нечто противоположное тому, что задумано. Боюсь, что книга не столько отвратит от "сектантского зла", сколько оттолкнет от православия ищущую истину молодежь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org