0
1806
Газета Интернет-версия

02.04.2003 00:00:00

Вражда в сердце их

Тэги: христианство, радикалы, разномыслие


Для анализа современного христианства, на мой взгляд, не хватает такого важного понятия, как "внутриконфессиональный экстремизм". В общих чертах я определил бы его как деятельность формальных адептов религии, направленная на возбуждение внутриконфессиональной розни.

Сейчас среди российских православных широко распространены различные националистические, шовинистические и радикально монархические воззрения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что во всех православных центрах торговли продаются книги именно этой направленности, а в отдельных магазинах они составляют до половины ассортимента. От прочей националистической литературы эту продукцию отличает лишь стремление оправдать свои взгляды ссылками на исторический авторитет и опыт Церкви.

Радикальные идеологи под видом пропаганды православного вероучения распространяют как анонимные листовки и брошюры, так и пугающие своим воинствующим невежеством объемистые "научные труды". При этом бросается в глаза крайняя одиозность авторских позиций, не допускающая компромисса ни в одном из вопросов.

Прилагательное "русский" в этой литературе становится синонимом таких слов, как "хороший", "правильный" и "православный". Мир резко делится на своих и чужих, и границы подобных разделов обычно совпадают с границами "дружественных авторам государств".

Вряд ли найдется сегодня человек, который не встречался бы с подобными настроениями. Основная ошибка этой идеологии в том, что внутреннее религиозное чувство христианина и его личная ответственность перед Церковью напрямую связываются с национальными интересами. Вследствие этого российское православие рассматривается крайне упрощенно. Мало того, все события мировой жизни истолковываются с позиций "национальных интересов", из которых делается вывод об их "богоугодности".

Подобное мировоззрение заставляет его идеологов проецировать свои мнения на полотно исторического прошлого, полностью искажая его. А мнимое ощущение собственной святости дает им повод для отождествления мистического опыта Русской Православной Церкви с политической историей Российского государства. И как следствие, в раздраженных умах рождается повышенная враждебность ко всем явлениям современности, не совпадающим с мифическим образом "Святой Руси" и нормами Домостроя.

Неприятие современности и идеализация некой таинственной мирской структуры, канувшей в прошлое, свидетельствуют о духовном невежестве и лени. Человеку проще всего изображать любовь к тому, с чем он не сталкивается в обыденной жизни. Это чувство сродни поверхностной экзальтации при любовании сусальными куполами пасхальных открыток или похоже на любовь подростка к девушке с обложки журнала: она никак не соотносится с реальностью.

Пренебрежение "ничтожным" настоящим и фантазии о "великом прошлом" свидетельствуют лишь о нежелании христианина принять то время, в которое ему назначено жить Богом.

Истоки всех радикальных групповых настроений следует искать не в духовной области, а скорее в области психологии. Только тогда становится понятно, почему в наше время значительная часть населения России сознательно, а скорее бессознательно отзывается на деструктивные идеи. Например, национализм является ядром идеологии российских неофашистов, которые при этом стараются воссоздать язычество и презирают христианство за его возникновение среди иудеев. Всем известна деятельность экстремистов от ислама, много лет продолжаются войны между христианами Северной Ирландии и т.п. Невежество, зависть, злоба и психическая неуравновешенность, так же как и святость, иррациональны, вот о чем нужно говорить сегодня.

Один из наиболее распространенных сегодня околоцерковных мифов - миф о необходимости самодержавия для полнокровной жизни Церкви. Основным аргументом является мысль, что самодержавие - проекция небесной иерархии на земле.

В основе радикально-монархической идеологии лежит также болезненное обожание памяти императора Николая II и его семьи. Отсюда проистекает мысль о национальном покаянии. Сводя воедино царственность Николая и его мученическую святость, неомонархисты присваивают ему новый, доселе невиданный чин святости: Царь-Священник, Царственный Искупитель. Это якобы возносит его над остальными святыми чуть ли не до уровня Христа. Но и этого недостаточно: оказывается, в смерти императора повинны все поколения россиян, очиститься от греха можно лишь через национальное покаяние. А для этого необходимо, чтобы каждый покаялся в убийстве императора на частной исповеди. Но даже после исповеди на христианине грех лежит до тех пор, пока не покается весь народ. А так как этого никогда не будет, переживать вину можно бесконечно. Налицо явление затяжного массового психоза, которое впору окрестить синдромом национального покаяния.

Эти настроения также идут вразрез с традиционным учением Церкви: никто из сегодняшних христиан просто хронологически не может быть причастен к событиям начала XX века, а следовательно, и винить себя в них. Церковь учит, что дети могут испытывать на себе последствия родительских грехов и потому должны проявлять особое усердие в собственном покаянии. Но как может человек раскаиваться в том, к чему он никогда не был причастен?

Похоже, что у реакционеров претерпел изменения даже статус Богородицы. Можно согласиться с тем, что обретением иконы "Державная" ознаменовался конец российского самодержавия. Однако многие пытаются представить Божью Матерь неким служебным духом или гением одной местности. Неужели, сосредоточившись на России, Она оставила попечение о других народах? Если раньше верили в святых, молящихся за свое земное отечество, и в Богородицу - Предстоятельницу за весь мир, то теперь оказывается, что Николай II принимает главенство над всеми святыми, а Богоматерь в своих молитвах ограничивается одной Россией.

Ставшая уже привычной боязнь жидомасонского заговора построена на вере в то, что все в мире должно иметь свою противоположность. Если есть народ божий - должен быть народ-богоборец, если существует Вселенская Церковь - должна быть всемирная антицерковь с антиобрядами и антитаинствами. Но тогда получается, что христианство не уникально, а является лишь одной из форм человеческого стремления выжить, противостоять разрушению.

В настоящее время часто в храмах, в религиозных и даже светских СМИ говорят о русском происхождении православия в контексте описанных выше мифов. Ситуация такова, что в приходской жизни в случае несогласия с этими представлениями зачастую приходится отстаивать право считать себя православным.

На мой взгляд, сейчас для Церкви важно осознать сложившуюся ситуацию как внутреннюю беду. Есть соблазн списать свои проблемы на общемировую напряженность. И в чем-то такой подход оправдан. Но, осуждая идею создания мусульманского государства, неплохо бы задуматься, сколько российских граждан мечтают об установлении державы православной.

Ужасаясь появлению в Москве трех десятков исламских террористов, невольно задаешься вопросом: а сколько десятков (или сотен?) русских парней готовы теперь совершить нечто подобное во имя своей страны? Знать это важно и нужно, но для Церкви главное - обрести и сохранить свою внутреннюю чистоту и независимость. Ведь в ней любой грешник должен чувствовать себя одинаково к месту, независимо от того, как он воспринимается внешним миром. А значит, внутренний экстремизм не менее опасен для Церкви, чем экстремизм внешний или общегосударственный.

Еще в IV в. римский историк отмечал, что даже дикие звери не проявляют такой ярости, как христиане в своих разномыслиях. В чем-то этот упрек актуален и сегодня. К сожалению, в нынешней Церкви не возникла еще та площадка, на которой могли бы встретиться разномыслящие христиане. Созидательного общения в ней нет, и стремления к нему ни один из лагерей не проявляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
180
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
306
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
338
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
257

Другие новости