0
1150
Газета Интернет-версия

15.11.2006 00:00:00

«Бог – это наше все»

Тэги: церковь, пьецух, бог


– Вячеслав Алексеевич, в наше время, когда все говорят о «возрождении России», термины «святая», «мистическая» в применении к русской душе сделались для нас привычными. Как вы трактуете саму идею «святости» Руси и русского человека?

– Идея святости происходит от комплекса неполноценности, которым мы страдаем с Петровских времен. Она происходит от неразрешимого противоречия между европейским способом нашего мышления и азиатским способом бытия. Отсюда и берутся такие крайности, как понятие «святая Русь», «архангельские поморы научили голландцев строить корабли», «что русскому здорово, то немцу смерть». И все же Россия – понятие не геополитическое и не географическое, а скорее действительно какое-то мистическое.

– И как с этим быть писателю?

– Писателю ничего не приходится придумывать – проза у него валяется под ногами, только подбирай.

Можно сказать, что, с одной стороны, Россия – это черно-белая страна, населенная очень исковерканными людьми. А с другой – мы все же имеем право говорить об исключительности русского человека. Потому у нас и величайшая литература всех времен и народов.

– Какое взаимодействие с потусторонними силами происходит в русском сознании? Какие все-таки приоритеты у русского человека: нечисть или Церковь?

– Поскольку жизнь в России константно очень тяжела и обретается в узком диапазоне между «плохо» и «очень плохо», то нужна ему какая-то соломинка, чтобы существовать. У романо-германца это может быть труд, семья и Бог по воскресеньям. А русского человека испокон веков эта тригонометрия не удовлетворяла.

Отсюда некоторые особенности нашего вероисповедания, практикующие давно забытое на Западе средневековье. Столпничество, старчество, необыкновенно разветвленное сектантство, например хлыстовство и скопчество. И наряду с этим суеверие как национальная черта, возведенная в квадрат... Если муж пьет, то одна надежда на отворот, приворот или на порошок из мышиных хвостов. Но только не на Церковь.

– Значит, Церковь проигрывает суевериям?

– Сейчас Церковь вообще за гранью обычной жизни. И изменить эту ситуацию, возродить то религиозное чувство, которое было у русских людей, я думаю, невозможно. Это воспитывается тысячелетиями.

– Если это чувство было, то как же случилось, что оно исчезло?

– Это необъяснимо. Мальчики и девочки, которых матери до 1917 года водили к обедне в сельскую церковь, чуть оперившись, принялись ничтоже сумняшеся расстреливать попов┘

– По статистике, огромное число расстрельщиков происходило из священнических семей. Тоже своеобразная реакция на психологическое давление. Вот и выросли этакие атеисты┘

– Может быть┘ Но для меня атеизм – все же понятие размытое. Я до сих пор не могу понять, что же такое вера. Что это слово обозначает? Я, например, не «верю» в четверг, я знаю, что он будет. Таково и отношение нормального культурного человека к Богу.

Я знаю, что Он есть. И это естественно находит отражение в том, что я пишу. Даже вот такой казус: приезжал ко мне недавно профессор из Новой Зеландии, который занимается темой «Бог в прозе Вячеслава Пьецуха».

– И каким видит профессор Бога в вашей прозе?

– Скажем так: он квалифицированный читатель и поэтому лишних вопросов не задает. Но я успел понять, что для него понятие «Бог» близко к понятиям «рок», «судьба».

– А для вас Бог – что? Тоже рок или та самая «соломинка», за которую хватается русский человек?

– Для меня Бог – это наше все. Это не вопрос веры, а вопрос знания. Я могу верить или не верить в вечную жизнь. Но для меня «вечная жизнь» и «ложе Авраамово» – это совсем не то же самое, что бытие Божие. Равно как и то, что называется верой, – не одно и то же, что Православная, Католическая или протестантские Церкви.

– А что все-таки происходит с Церковью именно здесь, в России?

– Дело в том, что социалистический эксперимент, которому мы подвергались в течение семидесяти лет, – это тоже своеобразный общинно-религиозный способ бытия. «Общественное выше личного» – это же приходская идеология! И вдруг все рушится, как обрушилось раньше в 1917 году.

Двойное крушение Церкви – это вынесет не всякая психика. Сначала отобрали одну Церковь, затем другую. И мечутся люди. И на этом фоне появились тучи предприимчивых молодых людей и сбрендивших домохозяек, авторов и потребителей безумных романов и сериалов. Это овцы без пастыря, который появится не скоро.

– А как вы относитесь к тому, что в России предпринимаются попытки на официальном уровне внедрить православные идеи: к примеру, преподавание «Основ православной культуры» в школах и т.д.?

– К желанному результату это, я думаю, не приведет. Это достаточно наивная политика. Насадить веру невозможно. И вообще Церковь становится опасной, когда ей хорошо. Она свята, непогрешима и благодейственна, когда ей плохо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1991
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
956
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4689
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3627

Другие новости