0
1198
Газета Интернет-версия

20.12.2006 00:00:00

«К ногам Твоим чаша упала…»

Тэги: кузьминакараваева, гумилев


В рецензии на первый сборник поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой «Скифские черепки» Николай Гумилев, не слишком высоко оценивший музу юного дарования, тем не менее писал: «Я думаю, что эти черепки имеют много шансов слиться в цельный сосуд, хранящий драгоценное миро поэзии, но вряд ли это случится очень скоро и так, как думает автор┘»

В этом придирчивый критик, безусловно, оказался прав, сказав, по сути, больше, чем намеревался. «Черепки» души будущей монахини Марии слились в конце концов в «цельный сосуд» личности, и поэзия ее существа обрела свой голос. Она была поэтом, мыслителем и философом, первой из русских женщин окончила экстерном Духовную академию в Санкт-Петербурге. Все профессора поставили ей «весьма», кроме одного: «Не пущу, может, еще террористка какая! Виданное ли дело, чтобы женщина на богословские курсы шла!»

«Террористкой», впрочем, Лиза Кузьмина-Караваева, в девичестве Пиленко, стала довольно скоро. В 1917 г. она вступила в партию эсеров. Благополучное детство на побережье Черного моря, переезд в Петербург и первая книга стихов, страстная влюбленность в Блока, длившаяся много лет, его стихи к ней и их долгие ночные разговоры – все уходит в прошлое.

Первая мировая война идет к концу, «сроки страшные близятся», как писала тогда Ахматова. Время поэтических бдений до утра в компании Мережковских и Вячеслава Иванова подошло к концу. Кузьмина-Караваева вспоминала об этом так: «Вся Россия спит. Полночь. В столовой много народа. Мы не успели еще со всеми поздороваться, а уже Мережковская кричит моему мужу: «С кем вы – с Христом или антихристом?.. И странно, – вот все были за революцию, говорили самые ответственные слова. А мне еще больше, чем перед тем, обидно за нее. Ведь никто, никто за нее не умрет┘ Прокричат всю ночь – до утренней яичницы – и совсем не поймут, что умирать за революцию – это значит чувствовать настоящую веревку на шее, вот таким же серым и сонным утром навсегда уйти, физически, реально принять смерть┘»

Это физическое, реальное принятие смерти всегда занимало великое место в ее душе: любящая опасность, подчас живущая на грани гибели Кузьмина-Караваева знает об этом не понаслышке. Тревога и жажда подвига томят душу: недаром же в ее новом поэтическом сборнике «Руфь» есть такие стихи:

Недолго ждать, уж близок час;
Взметает ветер пыль дороги;
Мы все полны святой тревоги,
И вестники идут средь нас┘

В 1919 г. она была предана военно-полевому суду за участие в управлении городом Анапой при большевиках. Войска Деникина занимают город и принимаются вешать и расстреливать «красных». Известно, что арестованная Елизавета Кузьмина-Караваева, будучи еще совсем недавно городским головой, пыталась защитить от расхищения «культурные ценности города, способствовать возможно нормальной жизни граждан и при необходимости отстаивать их от расстрелов». За нее вступаются известные писатели и поэты: Тэффи, Алексей Толстой, Вера Инбер. Ходят слухи, что она – эсерка – готовилась к покушению на Троцкого и помогла Фанни Каплан┘

Елизавету Юрьевну осуждают на две недели тюремного заключения. Возможно, смягчение приговора отчасти вызвано совершенно романтическим поворотом ситуации: в подсудимую влюбляется деникинский офицер Данила Скобцов. Это замужество приводит ее в эмиграцию, где в скорости умрет от менингита ее трехлетняя дочь Настя, а Елизавета Юрьевна примет постриг и станет монахиней в миру. Довольно-таки своеобычной монахиней.

Не случайно митрополит Евлогий, от рук которого и приняла постриг Елизавета Кузьмина-Караваева, превратившаяся в мать Марию, писал о ней: «Необычайная энергия, свободолюбивая широта взглядов, дар инициативы и властность – характерные черты ее натуры. Ни левых политических симпатий, ни демагогической склонности влиять на людей она в монашестве не изжила. Мать Мария приняла постриг, чтобы отдаться общественному служению безраздельно┘ Она┘ называла свою общественную деятельность «монашество в миру», но монашества, в строгом смысле этого слова, его аскезы и внутреннего делания, она не только не понимала, но даже отрицала, считая его устаревшим, ненужным┘»

В Париже с помощью протоиерея Сергия Булгакова, своего давнего друга и духовника, мать Мария организовывает объединение «Православное дело». Кредо этого объединения изложено ею с абсолютной и непререкаемой четкостью: «Действовать в нашей современной жизни, навещать больных, кормить безработных, учить детей, общаться со всеми видами человеческого горя и человеческого падения, иметь дело с пьяницами, с преступниками, с сумасшедшими, с унывающими, с неверующими, с опустившимися – со всей духовной проказой нашей жизни».

Она продолжает писать стихи, современники подчас называют их «богоборческими». Это означает – честными по сути своей:

От любви и горя говорю, –
Иль пошли мне ангельские рати,
Или двери сердца затворю
Для отмеренной так скупо
Благодати.

В общежитии на улице Лурмель мать Мария устроит приют для безработных и одиноких. Позже во время оккупации Франции фашистами, этот дом станет укрытием для подпольщиков Сопротивления и евреев.

Отсюда мать Мария и ее сын Юрий будут отправлены гестаповцами в пересыльный лагерь в Компьене. Юрий погибнет в Бухенвальде, мать Мария – в лагере Ровенсбрюк. Она добровольно присоединится к осужденным на смерть в газовой камере, чтобы вселить в них мужество и стойкость. Незадолго до этих событий она скажет, что не боится смерти: за порогом вечности «мы узнаем маленькую тайну, что ад уже был».

Николай Бердяев писал о ней, что «она представляла собой новое явление в православии, особенно в монашестве». Отметая всякий «комфорт», она пошла по пути яростного, сострадательного и живого участия в жизни ближних, оставаясь, как писал все тот же Бердяев, «человеком революционных настроений┘ поэтом, публицистом, общественным и религиозным деятелем».

«Черепки», о которых когда-то писала она сама и расстрелянный в 1921 г. поэт Николай Гумилев, приняли форму «цельного сосуда», и метафора драгоценного мира, наполнившего его, оказалась отнюдь не случайной.

Скрытым ответом на это пророчество Гумилева звучат строки матери Марии из стихотворения 1937 г.:

Господь мой, я жизнь
принимала,
Любовно и жарко жила.
Любовно я смерть принимаю,
Вот налита чаша до края,
К ногам Твоим чаша упала,
Я жизнь пред Тобой разлила.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1327
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
667
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3546
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2770

Другие новости