0
3873
Газета Печатная версия

21.02.2018 00:01:00

Богослужение в стиле киберпанк

Старейшина виртуальной Церкви о том, как проповедовать общине анонимов

Тэги: виртуальная реальность, церковь, пятидесятники, дэвид сото, интервью, altspacevr, oculus rift, htc vive, windows mixed reality, samsung gear vr, google daydream, google cardboard, vr chat, sansar, high fidelity, и rec room, android, смартфон, vrшлем, vr


виртуальная реальность, церковь, пятидесятники, дэвид сото, интервью, altspacevr, oculus rift, htc vive, windows mixed reality, samsung gear vr, google daydream, google cardboard, vr chat, sansar, high fidelity, и rec room, android, смартфон, vr-шлем, vr- Церковь виртуальной реальности можно посетить из любого уголка мира – достаточно надеть специальный шлем. Иллюстрация предоставлена Дэвидом Сото

Сегодня возможность строить свой собственный виртуальный мир получили сотни людей на всей планете. Старейшина пятидесятнической Церкви виртуальной реальности Дэвид СОТО (США) рассказал корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ о том, как ее старейшины воздвигли свою Церковь на виртуальном «камне».


– Как родилась идея христианской Церкви, существующей в виртуальной реальности?

– В сентябре 2015 года несколько независимых разработчиков экспериментировали с христианскими виртуальными опытами: от библейских переживаний Нагорной проповеди и псалмов до блуждания по храмам в виртуальной реальности. Брайан Леопольд открыл сбор средств на создание виртуального церковного пространства, которое позволило бы его парализованному другу Генри посещать богослужения. В октябре 2015 года он опубликовал приложение для Google Cardboard (проект шлема виртуальной реальности от Google, собирающийся из подручных материалов и смартфона с установленным специальным приложением. – «НГР») и назвал его Церковью виртуальной реальности (Virtual Reality Church – VRC).

Год спустя, в сентябре 2016 года, количество христианских виртуальных пространств снова возросло. Разработчик по имени Алистер Кларксон экспериментировал с применением виртуальной реальности в музыкальных приложениях. Он любит псалмы и Заповеди блаженства: они проводят людей сквозь депрессивное мышление к жизни в любой ситуации, даже когда они считают это невозможным. Эта любовь сподвигла его создать библейское приложение виртуальной реальности, в котором люди могли бы делиться псалмами.

В июне 2016 года я начал свои собственные эксперименты, транслируя в прямом эфире свои проповеди в виртуальных социальных сетях. Я оставил пасторскую кафедру в Рединге, штат Пенсильвания, и был готов выйти в новое пространство, став первопроходцем виртуальных богослужений в пространстве VRC.

В конце октября Алистер связался со мной и рассказал о своих успехах, а Брайан написал Алистеру, который нас и познакомил. Мы решили объединить усилия и взять себе общее название - так, чтобы у каждого было уникальное право на него. Я написал проект соглашения, и родилось наше содружество. С этого момента команда организует еженедельные богослужения в виртуальном пространстве и разворачивает приложение с псалмами в первую публикацию Библии в виртуальном пространстве.

– Тому, у кого нет опыта в области программирования и моделирования для VR, и даже гарнитуры, сложно понять, как воспринимается виртуальная реальность. Как вы представляли себе особое пространство, которое подойдет Церкви, и чем вы вдохновлялись, создавая его?

– Поначалу я использовал шаблоны, предоставленные AltspaceVR (социальная VR-платформа. – «НГР»). Это были гостиные и пентхаусы со сценой и экраном. Это было хорошее окружение, но нам хотелось создать собственное, уникальное пространство. Мы начали работать над этой идеей, и в это время джентльмен из Японии по имени Коусуке Танабе смоделировал традиционно выглядящую церковь – с витражом и шпилем. Я спросил Танабе, можем ли мы воспользоваться его дизайном, включив в него некоторые современные элементы. Он попросил показать ему несколько образцов, которые я ему и отправил. Но я и представить себе не мог, что он с нуля создаст новое пространство! Старейшинам оно пришлось по вкусу. Мы хотели, чтобы оно было ярким и современным, и Танабе создал превосходный дизайн.

– AltspaceVR сейчас доступен только для персональных компьютеров и ограниченного списка VR-гарнитур. Среди них нет, например, PlayStation VR (шлема, разработанного Sony для консоли PlayStation 4). Планируете ли вы расширять присутствие Церкви на других платформах? С какими техническими проблемами столкнется тот, кто решит создать собственное виртуальное пространство для молитвы?

– AltspaceVR – это наиболее широкодоступная платформа. Она поддерживает Oculus Rift, HTC Vive и Windows Mixed Reality (модели шлемов от разных производителей. – «НГР»). Все предназначены для персональных компьютеров, но AltspaceVR совместима с Samsung Gear VR и Google Daydream (шлемы, предназначенные для работы со смартфонами. – «НГР»). Большинство наших прихожан используют мобильные устройства. Кроме того, AltspaceVR доступна с приложения на Android и поддерживает двухмерный режим – опций достаточно.

Мы присматриваемся и к другим платформам: VR Chat, Sansar, High Fidelity и Rec Room. Главная проблема с ними – это отсутствие поддержки мобильных устройств. Но сейчас мы раздумываем, в какую сторону двигаться. В предварительных планах поддержка европейского времени: для пользователей на другой стороне земного шара время нашего богослужения слишком позднее.

– Как вы считаете, что люди пытаются найти в виртуальном мире, чего так называемый реальный им предложить не может? Просили ли вас, например, крестить ребенка или провести свадьбу?

– Во многом наша Церковь похожа на те, которые с детства знакомы и вам. Паства собирается по воскресеньям, мы поем гимны, а наш замечательный пастор великолепно ведет библейскую проповедь. Но есть и некоторые отличия, и они восхитительны. Вам не нужно наряжаться в свой лучший воскресный костюм – будьте самим собой! Скорее всего, многие прихожане во время виртуальной церковной службы сидят на диване в пижаме.

Наша паства многообразна. В команде встречались люди с самым разнообразным бэкграундом. Наше общее стремление – использовать эту замечательную технологию так, как этого раньше не делал никто. Того уровня анонимности, который предоставляет виртуальная реальность, больше нигде не найти. Вам неуютно? Просто отключите гарнитуру.

Даже старейшины не могут до конца объяснить, почему наши собрания регулярно посещают атеисты, но это отражает тот уровень защищенности и уважения, которого мы добиваемся как сообщество. Нам неважно, откуда вы, нам важно то, что вы пришли к нам. Что до виртуального крещения или венчания, то мы считаем, что вскоре они станут обычным делом.

Друг Брайана, Генри, парализован, он не может пойти в храм. Но Церковь виртуальной реальности – «не в бревнах, а в ребрах», и в ее пространстве все равны. Идея крещения в виртуальном озере или купели, например, не лишена смысла – это могло бы стать символическим жестом, который возымеет огромное действие. Сейчас перед старейшинами только верхушка айсберга.

– Однако каноничность совершающихся в виртуальной реальности обрядов – спорный вопрос. Действительно ли будет, например, виртуальное причастие? Нужна ли будет для крещения трехмерная купель?

– Мы обсуждали эту идею со старейшинами, и Алистер исследовал эту тему довольно подробно. Хотя виртуальные таинства могут показаться новой и сомнительной областью, VRC учится на богатом опыте предыдущих попыток выхода Церквей в Сеть. Англиканский собор в Second Life (многопользовательская онлайн-игра с возможностью добавления пользовательского контента. – «НГР») не отрицал такой возможности, но и не совершал таинства в Сети. В то же время богослов и профессор филиала Южного университета в Колумбии Дуглас Эстес положительно оценивал совершение таинств в онлайн-церквах. VRC с воодушевлением ждет момента, когда мы проведем наше первое крещение в трехмерной купели или реке, но старейшины отдают себе отчет в том, что это неизведанная область. Мы не хотим, чтобы кто-то упустил свой шанс открыть для себя христианство через крещение, поэтому перед принятием такого решения старейшины все тщательно взвесят и проконтролируют.

– Как идею виртуальной Церкви принимают ваши коллеги-священники?

– Об этом я много беседовал с церковными лидерами. Идея вызвала большое любопытство, но и определенное отторжение. Многие убеждены, что Церкви должны существовать только в физическом пространстве. Церковь виртуальной реальности уважает эту позицию, но мы считаем виртуальные отношения столь же важными. Тем не менее наша цель – поощрять, укреплять сотрудничество между Церквами и раскрывать перед ними потенциал использования виртуальной реальности в служении. Надо сказать, что позитивная реакция последовала от тех лидеров, которые разными способами вовлечены в цифровой мир. Их отзывы были очень воодушевляющими, и старейшины счастливы работать с ними: их воображение расширяет границы наших возможностей.

– Может ли сама идея виртуального храма привлечь новых последователей?

– По мере того, как VR набирает обороты, я вижу, как Церкви начинают использовать новые технологии для увеличения посещаемости. Устроить собрание в виртуальном пространстве становится легче: все больше людей обзаводятся гарнитурами виртуальной реальности и исследуют ее возможности, они приводят в нашу Церковь родственников и друзей. Некоторые из них раньше никогда не заходили в храм. Они могут чувствовать себя в безопасности, заходя в виртуальный храм. Повторюсь, такой анонимности в реальном мире достичь невозможно, и если прихожанину станет некомфортно, он просто отключится. VRC торит другим Церквам путь для работы внутри метавселенной, и старейшины Церкви знают, что наша цель продолжать расти и делиться этой технологией, нести Евангелие во все уголки земного шара.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


РПЦ не хватает собственной армии

РПЦ не хватает собственной армии

Андрей Мельников

0
1046
РПЦ накажет греков поименно

РПЦ накажет греков поименно

Андрей Мельников

Синодальная "чрезвычайка" в Москве приняла половинчатое решение

0
2452
Зэк, инок и рок-музыкант

Зэк, инок и рок-музыкант

Владимир Френкель

Как изменились тюрьмы в постсоветской России

0
919
Евгения Громова: "В кино меня привел Евгений Цыганов"

Евгения Громова: "В кино меня привел Евгений Цыганов"

Ольга Галицкая

Сыгравшая главную роль в фильме "Верность" актриса рассказала, какими бы хотела видеть российские фильмы и как сниматься в откровенных сценах

0
2843

Другие новости

Загрузка...
24smi.org