0
553
Газета Печатная версия

06.11.2018 16:02:00

Как указ патриарха расколол русское православие

Попытка сохранить единство духовенства стала поводом для разделения отечественной и зарубежной церквей

Тэги: патриарх тихон, гражданская война, революция, рпц, рпцз, указ, раскол


16-2-1-t.jpg
Со временем указ Тихона превратил
духовенство Врангеля
в эмигрантскую церковь.
Фото 1920-х годов

Русской церкви в первые послереволюционные годы пришлось учиться жить не только отдельно от государства, но и вопреки ему. Фронты Гражданской войны, разделив страну, раскололи и церковь: отрезанные от занятых большевиками Москвы и Петрограда епархии оказались предоставлены сами себе и формировавшимся на осколках империи правительствам. В декабре 1918 года на колчаковской территории было учреждено Временное высшее церковное управление Сибири, а в мае 1919 года – Высшее временное церковное управление на юго-востоке России (ВВЦУ ЮВР). В Украине 1 января 1919 года закон Директории «О верховной власти в Украинской автокефальной православной соборной церкви» передал верховную церковную власть ее собственному Собору и Синоду. В мае 1920 года, при Петлюре, Всеукраинская православная церковная рада провозгласила автокефалию.

Почти век назад связанные с этим события также вынуждали Русскую церковь меняться для того, чтобы остаться прежней. Ей требовался способ сделать войну свершившимся фактом церковной жизни, выработать общий подход к управлению церковным организмом в условиях хаоса. 7 (20 по старому стилю) ноября 1920 года патриарх Тихон (Белавин) издал указ № 362, который представлял собой свод указаний для епархиальных архиереев на случай разобщения епархий с Высшим церковным управлением или прекращения его существования. «Если епархия... окажется вне всякого общения с Высшим церковным управлением или само Высшее церковное управление во главе со святейшим патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти... В случае невозможности установить сношения с архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами… В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального архиерея, последний... не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, предоставляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными. Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям мероприятия, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней», – гласил патриарший указ.

Осенью 1920 года итог Гражданской войны был ясен. Зимой рухнуло правительство Колчака, отряды атамана Семенова отступали в Манчжурию. В ночь на 8 ноября красноармейцы Фрунзе перешли Сиваш; белому Крыму оставалось существовать 10 дней. Вместе с армией Врангеля из него эвакуировалось и духовенство. Уже 6 (19 по старому стилю) ноября в Стамбуле на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» ВВЦУ ЮВР, вскоре преобразованное в Высшее русское церковное управление заграницей (ВЦУЗ), постановило установить общение с Константинопольским патриархатом. В 1921 году ВЦУЗ под покровительством Константинополя стал церковной властью для русских приходов в Европе. Собственно, с этого и началась история Русской православной церкви заграницей, Положение о которой до сих пор гласит: «До упразднения в России безбожной власти Русская православная церковь заграницей временно самоуправлялась на соборных началах, в соответствии с постановлением св. патриарха, Св. Синода и Высшего церковного совета Российской церкви от 7/20 ноября 1920 г. за № 362».

Найденный Тихоном выход из кризиса, как показала история, сохранил управляемость церкви, но не ее единство. Собор 1921 года в Сремских Карловцах, подготовленный ВЦУЗ, не внял увещеваниям архиепископов Евлогия (Георгиевского) и Анастасия (Грибановского) снизить накал политической риторики: воззвание «К чадам Русской православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим» провозглашало необходимость восстановления императорской власти в России. Патриарх Тихон, уже находясь под следствием, ознакомился с ними только на допросах в ГПУ – и осудил, «ввиду того что заграничное Русское церковное управление увлекается в область политического выступления». Указ патриарха об упразднении ВЦУЗ остался без внимания: эмигранты не верили, что устами Тихона не говорит большевистское правительство. В 1927 году после выхода декларации митрополита Сергия (Страгородского) об отношении к государственной власти зарубежная часть русской церкви порвала все связи с Московским патриархатом, превратившись в «Карловацкий раскол». Восстановление единства с церковью, выросшей из попытки патриарха Тихона сохранить его, заняло 90 долгих лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Маршалу Хафтару может помочь ЧВК Вагнера

Владимир Мухин

Москве нужно, чтобы порты и терминалы Ливии были под контролем надежного союзника

0
654
Неувядающий цветок политического иррационализма

Неувядающий цветок политического иррационализма

Алексей Кива

Более полувека Россия обещает показать недругам кузькину мать

0
784
В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

Павел Скрыльников

0
1065
Петр Порошенко перешел на большевистские темпы в вопросе автокефалии

Петр Порошенко перешел на большевистские темпы в вопросе автокефалии

Андрей Мельников

0
1468

Другие новости

Загрузка...
24smi.org