0
2710
Газета Non-fiction Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

Лицо со срезанной кожей

Тэги: наука, психиатрия, нейробиология, биохимия, искусство, живопись, зигмунд фрейд, густав климт, эгон шиле, оскар кокошка, австрия, америка, полинезия, экспрессионизм


14-14-13-1.jpg
Эрик Кандель. Век самопознания.
Поиски бессознательного в искусстве
и науке с начала XX века до наших
дней / Пер. с англ. П. Петрова.
– М: АСТ, Corpus, 2016. – 720 с.
(Элементы)

Авторы научпопа тяготеют к разным типам повествования – либо склоняются к научным описаниям, предпочитая меньше употреблять популярную информацию, либо несколько перебарщивают с популяризацией, считая, что обыкновенный читатель не будет напряженно вдаваться в каждую деталь. Эрик Кандель, американский психиатр, нейробиолог, профессор биохимии и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине, в «Веке самопознания» безусловно, соблюдает баланс «чистого» знания и его изложения на бумаге. Главными фигурами в его книге стали, с одной стороны, писатель Артур Шницлер и врач Зигмунд Фрейд, а с другой – художники Оскар Кокошка, Эгон Шиле и Густав Климт. Основной «пульс» «Века самопознания» – как раз в «притяжении» их нестандартных мыслей, вызывавших в начале XX века реакции, подобные скандалу. Кандель сначала подробно обращается к биографии каждой персоналии, чтобы найти общее в их смелых умственных построениях и в странных, подчас шокирующих произведениях, ныне ставших достоянием истории психиатрии, литературы и искусства, а во второй части сосредотачивается на научном – нейробиологическом, психоаналитическом – изложении вышеописанных фактов и идей.

Важно подчеркнуть: ученый не просто вводит в читательское сознание научные открытия последних лет и подчеркивает те или иные существенные вехи. Напротив – из этой книги, лишенной суховатости и бесстрастности монографии, можно почерпнуть массу любопытных деталей. Скажем, говоря об окончательном разрыве Кокошки с сильно повлиявшим на его творчество Климтом, Кандель характеризует вылепленный из глины и раскрашенный темперой «Автопортрет в виде воина». Оказывается, он был создан под влиянием полинезийской маски, увиденной художником в Музее естествознания, и «характерных голов» предтечи австрийского экспрессионизма Франца Ксавера Мессершмидта. В особенности Канделю интересна эмоциональная составляющая автопортрета: поскольку художник использовал неестественные цвета и продавливал глину пальцами, у него получилось лицо будто со срезанной кожей и с чувствами, не сдерживаемыми никакими нормами.

14-14-2.jpg
Неестественные цвета – один из
способов выражения
«ненормированных» чувств.
Эгон Шиле. Автопортрет.
1914. Частное собрание

Объемный том «Век самопознания» богато иллюстрирован, причем автор включил в свою работу не только фотографии произведений Кокошки, Шиле и Климта, но и ряд схем, без которых чтение книги, связанной с нейробиологией, было бы серьезно затруднено. Впрочем, новую книгу Канделя, освещающего сложные темы с лупой исследователя и карандашом писателя, с интересом прочтут и не сильно искушенные в живописи либо в истории зарождения психиатрии.








Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
674
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1355
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1192
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2264

Другие новости