0
1504
Газета Вера и люди Интернет-версия

06.12.2006 00:00:00

«Над плитой забытых рун»

Аркадий Ровнер

Об авторе: Аркадий Борисович Ровнер - писатель.

Тэги: иванов, христианство


Если спросить, чем сегодняшняя российская культура по существу отличается от той, какой она была лет сто назад, ответ может быть один: сегодня в ней не осталось драгоценных фрагментов той высшей культуры, которые еще жили в ней в прошлом столетии. Современное здание культуры потеряло один самый важный верхний этаж, и никто этого не заметил.

Такие понятия, как «космос», «свобода» и «судьба», означают для нас вовсе не то, что они означали еще совсем недавно.

Сто лет назад «космос» не был скопищем горячих и холодных мертвых предметов, несущихся в пустоте. Он мог быть также обителью духов, богов и мыслеобразов. «Свобода» мыслилась не как социологическая, а скорее как метафизическая категория, также и «судьба» не сводилась к неизбежности или случайному сочетанию влияний, а могла нести в себе высокую печать Провидения. В ту эпоху одухотворению жизни немало способствовали русские символисты, творчество которых не случайно привлекало к себе широкое внимание общества. У поэта Вячеслава Иванова символистское учение приобрело наиболее законченную и выраженную форму.

Исследователь духовных путей, теоретик русского символизма и арбитр поэтического вкуса, Вячеслав Иванов был олицетворением творческого универсализма эпохи Серебряного века. Как для Блока и Белого, символизм был для него не литературной школой, а личной алхимической лабораторией.

Старший товарищ по цеху поэт Иннокентий Анненский пишет об Иванове: «В нем есть что-то глубоко наше, русское, необъяснимо, почти волшебно». Волшебством веет от его облика и его стихов:

Жизнь – истома и метанье,
Жизнь – витанье
Тени бедной
Над плитой забытых рун;
В глубине ночных лагун┘
Жизнь – полночное роптанье,
Жизнь – шептанье
Онемелых, чутких струн┘
Погребенного восстанье
Кто содеет
Ясным зовом?
Кто владеет
Властным словом?
Где я? где я?
По себе я
Возалкал!
Я – на дне своих зеркал.

Всякое истинное творчество символично: мысль поэта восходит от феноменального к сверхреальному (лат. – a realibus ad realiora), поэтому Иванов называл свое учение «реалистическим символизмом» в отличие от символизма «идеалистического», занятого экспериментом, игрой, замкнутого на поиске экзотических душевных состояний и их ассоциативных соответствий, или символов. Примером такого подхода были для Иванова французские поэты Шарль Бодлер, Поль Верлен и Стефан Малларме. Напротив, реалистический символизм требует от художника приобщения к первореальности и актуализации в символе подлинного бытия, оно возвышает «феномен» до «ноумена», а предмет – до символа и мифа. Из этого понимания вытекает облик поэзии Иванова. Она говорит о сложном, но эта сложность проста и пластична, и лишь непременное глубинное религиозное содержание диктует стиль и язык, насыщенный архаизмами.

Дионисийская гроза

Иванов испытал множество влияний, но в его идейном пространстве преобладали два: античность и Ницше. Правомерен вопрос: не Ницше ли «заразил» его своей страстью к античности? Однако Ницше противопоставлял дионисийство христианству, а Вячеслав Иванов подчеркивает их близость.

Дионис для Иванова – богочеловек, растерзанный титанами, «таинственное явление которого было единственным возможным чаянием утешительного богонисхождения для┘ эллина». В натуралистическом народном представлении Дионис – бог-страдалец, уходящий в сокровенную посмертную жизнь и воскресающий для радости жизни. Как всякое вдохновенное состояние, дионисийство бескорыстно и бесцельно, дионисийское могущество чудесно и безлично, по слову Ницше, «божественное приближается легкою стопою». Каждое мгновение экстаза – это «вечное теперь», и потому – «выхождение из времени и погружение в безвременное».

Изучению и реконструкции дионисийства Иванов посвятил всю жизнь. Началом были годы учения в Европе (1886–1905), в том числе у знаменитого античного историка Теодора Моммзена. Воплощением дионисийства в своей жизни Иванов считал свою жену, писательницу Лидию Зиновьеву-Аннибал, называя ее «дионисийской грозой» и «менадой». Это была экстатичная страстная натура, требовавшая радикализма во всем: идеях, поэзии, чувствах, образе жизни. Союз с ней изменил жизнь Вячеслава Иванова: он прервал свои штудии с Моммзеном и развелся с первой женой.

Летом 1900 г. он вместе с Зиновьевой посещает в Петербурге Владимира Соловьева, с которым он познакомился еще в 1896 г. Летом 1904 г. Иванов с женой гостит в кругу московских символистов, где поэт быстро приобретает заслуженный авторитет. В Москве он знакомится с Андреем Белым, Константином Бальмонтом, Юргисом Балтрушайтисом, а в Петербурге ≈ с Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Александром Блоком.

По возвращении в Россию летом 1905 г. Иванов поселяется в Петербурге на Таврической ул., 25, в знаменитой «башне», которая стала самым известным столичным литературным салоном. С осени 1905 г. на «башне» проводятся литературные «ивановские среды». На них побывал весь цвет литературно-художественной и интеллектуальной России. Среди завсегдатаев были Гиппиус и Мережковский, Блок, Белый, Федор Сологуб, Василий Розанов, Георгий Чулков, Михаил Добужинский, Константин Сомов, Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд, Михаил Кузмин, Сергей Судейкин и многие другие.

Атмосфера своеобразного «жизнестроительства», культивируемого на «башне», соединявшая артистические импровизации и сократические диалоги, поэтические чтения и мистицизм, вплоть до спиритических сеансов, не только отражала творческие искания Иванова, но и была ему жизненно необходима. Он был внимательный слушатель и красноречивый оратор. «Он не столько вынашивал идеи или даже инициировал их, сколько «обогащал» услышанное и увиденное – очерчивал поле проблемы и делал ее реальной», пишет о Вячеславе Иванове его исследователь Василий Толмачев.

17 октября 1907 г. скоропостижно скончалась от скарлатины Лидия Зиновьева. Их творческий союз распался, что стало для поэта переломным моментом в жизни. Через два с половиной года Иванов начинает жить со своей падчерицей, дочерью Зиновьевой-Аннибал, Верой Шварсалон, а летом 1913 г. он женится на ней.

Соборность и мистический анархизм

Первая книга стихов Иванова «Кормчие звезды» вышла в Петербурге в 1903 г. и прошла почти незамеченной. Вторая, опубликованная через год в Москве «Прозрачность», создала ему имя среди символистов; третья – «Эрос», посвященная влечению Вячеслава Иванова к поэту Сергею Городецкому, выходит в 1907 г. Поэтический двухтомник Сог ardens, посвященный памяти Лидии Зиновьевой-Аннибал, вышел в Москве в 1911–1912 гг. и закрепил его признание в литературе. За ним последовал сборник «Нежная тайна», напечатанный в Петербурге в 1912 г. Позднейшие стихи Иванова были собраны лишь посмертно.

Чуткий к исканиям современников, Иванов рассматривал свое время как растянутое между полюсами индивидуализма и соборности. В статье «Кризис индивидуализма» Иванов отмечает упадок индивидуализма и «поворот к полюсу соборности┘». Вот как он определяет кредо индивидуализма: «Служи духу, или твоему истинному я в себе, с тою верностью, какой ты желал бы от каждого в его служению духу, в нем обитающему, – и пусть различествуют пути служения и формы его: дух дышит, где хочет». Индивидуализм означает свободу, бунт и различение. Но по Иванову он-то и несет в себе истинные возможности соборности. Он приветствует замечание протоиерея Сергия Булгакова, что подлинным символическим переводом слова «религия» (religio) является «соборность».

Соборность для Иванова это прежде всего связь с духовным опытом предшественников. «Прежде всего, – пишет Иванов в своей статье «Кризис индивидуализма», – пусть научатся живущие, как встарь, поминать отошедших. Недаром же Владимир Соловьев наставлял нас ощутить и осмыслить живую нашу связь с отцами, тайну отечества в аспекте единства и преемства».

В петербургской квартире – «башне» Вячеслава Иванова, которая стала центром поэтических, философских и религиозных собраний, Иванов с женой хотели видеть прообраз будущих «соборных» общин. «Соборность» проповедовалась и в семейной жизни – памятником этих трудных опытов осталось стихотворение «Нищ и светел».

В этот период Иванов развивает созданную Георгием Чулковым доктрину «мистического анархизма». Эту доктрину он относит к той области духовного делания, которую называет «одегетикой», то есть «философствованием о путях свободы». На почве «соборности» произошел и знаменитый «раскол в символистах» 1907–1908 гг. Иванов и первоначально Блок поддержали доктрину «мистического анархизма» Георгия Чулкова; Брюсов и Белый выступили против.

Требование безграничной внутренней свободы, или анархии, императивно в ивановской трактовке мистицизма. Анархия для него понятие метафизическое, и он полемизирует с анархистами, не делающими из него последних выводов. «Истинная анархия есть безумие, разрешающее основную дилемму жизни «сытость или свобода» – решительным избранием «свободы»┘ Анархия, если она не хочет извратиться, должна самоопределяться как факт в плане духа┘» Воплощением этих идей Иванова являются духовные общины, продолжающие древнюю войну с миром, поющие «новый дифирамб безымянному богу», рождающие новых трагических героев и титанов, ибо «трагедия происходит в глубинах духа». Иванов полемизирует также и с религиозными мыслителями, считающими, что можно быть мистиком, не настаивая прежде всего на своей неограниченной внутренней свободе.

Далее он ставит вопрос о том, как относятся мистика и анархия к двум смежным сферам культурной жизни – религии и политике. Поскольку религия и политика устанавливают обязательные нормы помимо тех, которые метафизически заложены в глубинах человеческого сознания и тем самым ограничивают человеческую свободу, Вячеслав Иванов отвечает им решительным отказом в праве определения для мистика этих норм и границ. Как в области религиозной, так и общественной Иванов отстаивает принцип полного внутреннего самоопределения без навязанных и предрешенных ограничений. Религию Иванов понимает «как жизнь и внутренний опыт, как пророчество и откровение», а «общественность – как становящуюся соборность».

Идеал Иванова – «соборное единство» и «соборное творчество» – парадоксальным образом связан с индивидуальным дерзанием испытателя духа. Ивановская соборность христианская, но и иная непредсказуемая и всеохватная, христианство же (как выяснилось из известного разговора Иванова с Иннокентием Анненским) актуально лишь «в пределах солнечной системы». «Нет необходимости говорить, – пишет Василий Толмачев, – что отношение Иванова к соборности не церковное, а мистическое; подобно многим сторонникам «нового религиозного сознания», он анархически воспринимает «внешние» формы церковности как исторические «искажения» и даже «язычество». (Отметим: через десять лет, в статьях, написанных после 1915 г., Вячеслав Иванов вернется к более традиционному истолкованию христианства и церковности).

Кроме того, соборность Иванова сугубо плюралистична. В статье «О неприятии мира», опубликованной в 1906 г., он разрабатывает излюбленную идею духовных общин. «Внешнюю форму соборной связи, единственно приемлемой для мистического анархизма, но тем более ему желанною, были бы общины – союзы мистического избрания┘ »

Вслед за Ницше, писавшим об органических и критических эпохах, Иванов в сходном ключе различал статичные эпохи и динамичные эпохи становления. Статичные эпохи видятся ему как завершенные и стилистически целостные, в них соборное начало выражает себя легко и непринужденно, и открыто звучит музыка соборной души. Эпохи становления, напротив, несут в себе дробленность и диссонанс, разрыв между миром явленным и затаенной внутренней жизнью.

Интимное, келейное, демотическое

Связь между глубинным человеческим «я» и соборным началом прослеживается в анализе типов искусства, предложенном Вячеславом Ивановым в его статье 1904 года «Копье Афины».

Эпохи становления, утверждает Иванов, являются по необходимости эпохами малого искусства, в котором он видит три преобладающих типа. Это прежде всего демотическое искусство (demotic – народный, простонародный), которое в отличие от всенародного имеет дело не с завершенной и цельной, а со становящейся и еще не определившейся народной душой, «в то время как творец искусства всенародного┘ говоря себя, непосредственно говорит народную душу». Примерами демотического искусства являются «Евгений Онегин» и «Дон-Кихот», а также «почти вся поэзия римлян».

Два других типа искусства, характерных для эпох становления, Иванов обозначил как искусства интимное и келейное. В интимном искусстве живописец – только живописец, музыкант – только музыкант, оно пассивно по отношению к общим целям культурно-исторического движения, и лишь чисто эстетические прозрения и открытия совершаются в его замкнутом круге. Напротив, келейное искусство замкнуто и цельно, это катакомбное искусство пустынников духа. Здесь в предельных глубинах духа свобода переходит в необходимость, а пророческое дерзновение – в пророческое подчинение.

Если в 1905–1907 гг. Иванов определял духовный кризис европейской культуры как «кризис индивидуализма», которому должна противостоять религиозная, «органическая эпоха» будущего, и в его работах дионисийские и христианские символы переплетаются равноправно, то с 1907 г. дионисийская идея теряет у него самостоятельную роль. Иванов переходит к размышлениям о религиозно-мистической судьбе человечества, мировой истории и России. История России ХХ века для позднего Иванова – трагическая загадка. Русская революция пугает его своей оторванностью от «основ бытия». «Целостное самоопределение народное не может быть внерелигиозным, – пишет он в 1917 году в журнале «Народоправство». – Революция не выражает целостного народного самоопределения».

В 1920 г. после смерти от туберкулеза Веры Шварсалон Иванов с дочерью Лидией и сыном Дмитрием уезжает в Баку. В 1924 г. Иванов ненадолго приезжает в Москву, но затем навсегда покидает Россию и поселяется с сыном и дочерью сперва в Павии, потом в Риме. С ними живет Ольга Александровна Дешард (Шор), сохранившая и издавшая наследие Иванова. Он умер в Риме в 1949 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2083
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4776
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2617
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3009

Другие новости