0
1374
Газета Политика Интернет-версия

07.10.2010 00:00:00

Арбитражный суд вывели за скобки

Тэги: минюст, суд, академия, правительство


минюст, суд, академия, правительство Вячеслав Лебедев поможет тандему кадрами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

На сайте Минюста появился любопытный проект указа президента Дмитрия Медведева. В соответствии с этим документом Российская академия правосудия (РАП) меняет своего учредителя – вместо двух судов, Верховного и Высшего арбитражного (ВС и ВАС), им становится правительство РФ. Вводится и еще несколько новшеств, которые дали возможность экспертам «НГ» заговорить о поисках руководства страны в предвыборный год дополнительной опоры в юридических кругах и спрямлении судебной вертикали – в условиях кадрового голода.

Смена учредителя будет сопровождаться и некоторым изменением схемы финансирования. В действующем документе об образовании академии есть всего лишь ссылка на федеральный бюджет.

В проекте медведевского указа это положение подробно расшифровано: финансовым обеспечением деятельности академии займется «уполномоченный правительством главный распорядитель бюджетных средств». Постановление добавляет: им будет ВС. Заметим – оба документа выводят за скобки Высший арбитражный суд. Теперь эта структура, которую возглавляет близкий президенту председатель ВАС Антон Иванов, формально не будет иметь отношения к академии: ни к учредительству, ни к финансированию.

Зато теперь прямое касательство к этой кузнице юридических кадров будет иметь сам президент. Поскольку решения о реорганизации или ликвидации академии смогут принимать «по согласованию» правительство и администрация главы государства.

Заметим, уже не в первый раз премьер и президент демонстрируют идентичность подходов к решению самых разных проблем. Апофеозом этой линии стал недавний эфир с долгим совместным распитием молочных продуктов перед камерой, чтобы поддержать отечественного производителя, а заодно и рассеять всякие сомнения в прочности тандема.

С другой стороны, близость выборов заставляет президента искать опору в тех кругах, которые видятся ему наиболее близкими, родственными. Естественно, в сфере юридической. Серьезной опорой в этом смысле должна была стать в свое время Ассоциация юристов России, полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «С сожалением вынужден констатировать, что у ассоциации этого не получилось. Думаю, что это вопрос к ее руководству, потому что оно могло быть и должно было быть гораздо более амбициозным. У них был карт-бланш. На мой взгляд, у организации был потенциал, особенно в первый год президентства Медведева».

Глава Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс подчеркивает важность указа Медведева: «Как юрист, он опирается на право, и видит в нем инструмент, с помощью которого хочет модернизировать Россию». Юргенс видит исторический прецедент этой политики: «Александр Второй, инициировавший многие полезные реформы – отмену крепостного права, например, и образование суда присяжных, – тоже начал с наведения порядка в области права». В отсутствие других институтов – в виде политических партий и тому подобных структур гражданского общества, подчеркивает эксперт, модернизация и осовременивание государства может опереться только на право. Юргенс обращает внимание, что именно по этому пути идет сегодня процесс декриминализации бизнеса, «перетаскивание его в легальную сферу исключительно правовым путем, создание коалиций, которые опираются на то, что можно пощупать руками, то есть на закон».

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в связи с проявлением интереса тандема к делам Российской правовой академии напоминает о хроническом кадровом голоде власти: «Сегодня в списке резерва власти около 500 человек. Сначала замахнулись на тысячу, но потом выяснилось, что провести такой же тщательный отбор, как при формировании первой сотни, очень сложно». Между тем, подчеркивает Макаркин, качество работы обычно от статуса не зависит: «Оно зависит от массы других вещей – от подготовки кадров, программ обучения. Может быть, все это будет меняться». При этом эксперта смущает отсутствие среди учредителей Высшего арбитражного суда: «Я понимаю, почему там нет Конституционного суда – у него нет своей вертикали, там всего 18 человек. Однако ВАС и ВС – это как раз вертикаль. Там несколько уровней, большое количество судей, есть суды первой инстанции, второй... Арбитражная иерархия насчитывает чуть ли не четыре инстанции».

Евгений Минченко не исключает, что ситуация с отстранением ВАСа может означать реализацию в недалеком будущем давней идеи объединения трех или двух высших судов страны – при доминировании ВС. Эксперт, впрочем, сомневается в том, что РАП может стать политическим инструментом президента накануне выборов: «Скорее всего происходит демонстрация принципа двух ключей. Самый яркий пример этого принципа – это назначение Хлопонина и полпредом в СКФО, и вице-премьером правительства РФ».

Нынешние попытки Медведева опереться на юридическую касту кажутся эксперту несколько запоздавшими: «Массового притока представителей этой корпорации во власть я не вижу. В каком-то смысле упущен момент, так как сейчас в центре идея модернизации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1780
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2846
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
4203
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
3188

Другие новости