0
2498
Газета Регионы России Интернет-версия

16.06.2003 00:00:00

Все духи в гости к нам...

Тэги: удмуртия, христианство, язычество, праздники


Утром в день Светлого Христова Воскресения крестьяне удмуртской деревни Кузебаево, проснувшись, вначале разговляются крашеными яйцами и куличами, молятся перед иконами, а потом отправляются в лес, где в двух километрах от деревни располагается Большая Куала - единственная сохранившаяся до наших дней на территории Удмуртии общеродовая молельная изба, в которой во все годы принудительно-добровольной христианизации удмуртов до революции и даже при советской власти не прекращались языческие обрядовые действия. Крестьяне идут туда, чтобы вознести благодарение главным языческим богам - Инмару, Куазю, Кылдысину. Инмар отвечает за верхний небесный мир, Куазь - за средний, Кылдысин - за подземный. Так было и на эту Пасху, так будет на Петров день и Троицу. Несколько раз в году главный жрец собирает здесь верующих.

Святилище расположено на берегу речки Парси. Территория огорожена забором, с западной стороны - калитка. В центре участка стоит сруб - куала. Пол в нем земляной с очагом в центре, вдоль стен - стол со скамейками, стены убраны вышитыми ткаными полотенцами, которые пожертвовали замужние женщины в день, когда они впервые были допущены к молениям. Когда-то на полке стоял священный короб - воршуд, но в годы антирелигиозных гонений сами верующие его сожгли, чтоб не попал в чужие руки. На дворе перед домом - большой стол и скамейки. Внутри куалы жрец варит жертвенную утку и совершает трапезу, а за пределами куалы на кострах семьи готовят свои угощения, которые потом освящаются. Это тоже утка с кашей, сваренная в чугуне. Часть освященной пищи употребляется тут же, а остальное уносится домой. Важная часть ритуала - моления, так называемые куриськоны, когда жрецы и все участники становятся на колени и, обращаясь лицом к солнцу, нараспев просят своих богов о хорошем урожае, здоровье и благополучии.

В окрестностях Кузебаево находится и священная роща - Луд, моления в которой посвящены Луду, или Керемету, хозяину дикой природы, а на склоне горы - место, где молятся божеству Булде. Когда-то в таких местах, так же, как и в куалах, стояли деревянные идолы, но еще в XVIII в. в период христианизации они были уничтожены.

- У нас в Кузебаево у каждого рода свой покровитель, - рассказывает студентка Удмуртского госуниверситета Галина Владимерова. - Мой дед, ныне покойный, ходил молиться в священную роду Луд. Это происходит и сейчас в ночь на Петров день 12 июля. Допускаются к молению только мужчины. Женщины сидят поодаль на склоне холма, им доверяется только хозяйственная работа - вымыть посуду. Главный жрец избирается по жребию на год. Перед молением он моется, облачается в специальные белые одежды. Вначале совершается жертвоприношение. Специально для этого община покупает белого барана, из которого сперва выпускают кровь, а потом варят и съедают. И только после этого обращаются к Луду.

Кроме Луда и Булды, известны и другие покровители родов. А вот в Большую Куалу можно приходить всем жителям деревни - и тем, кто поклоняется Луду, и тем, чьи предки отданы Булде.

Леса, реки, холмы, овраги, чердаки, погреба, бани в представлении удмуртов населены всевозможными фантастическими существами. Удмуртские ученые насчитали сорок божественных персонажей. В лесу обитает нюлэсмурт - это что-то вроде русского лешего, в доме - коркамурт, домовой, в воде - вукузе и вумурты, в бане - мунчомурт, в порывах ветра несется толпери и т.д. Эти мифические образы живут не только в издаваемых народных сказках и легендах. "Современный удмурт, если вдруг начнет тонуть в реке, обязательно обратится к вумурту", - утверждает доктор исторических наук Владимир Владыкин, автор монографии, посвященной религиозно-мифологической картине мира удмуртов. Воспитатели детского сада, когда не могут справиться с шалунами, пугают детей то страшным лесовиком, то палэсьмуртом, который наполовину человек, наполовину - медведь.

Мифологические образы питают профессиональное искусство. За графическую серию "Мифы и легенды Удмуртии" художник Менсадык Гарипов получил всероссийское признание. Его работы хранятся в фондах Третьяковки. Оформленная им книга легенд произвела впечатление на книжной выставке в Братиславе и получила диплом. Боги и божества постоянно мелькают в стихах и прозе удмуртских литераторов. Композитор Евгения Копысова написала оперу "Конец Уйпери", которая была поставлена в оперном театре Ижевска. В Национальном драмтеатре идут спектакли, созданные на основе народных преданий.

От языческой древности осталось множество примет и заповедей. Сохранился и институт колдунов-знахарей. Почти в каждом районе Удмуртии известны имена и адреса людей, занимающихся ворожбой. Злые языки говорят, что в период предвыборных кампаний к ним обращаются даже региональные политики - может, древние заговоры помогут набрать решающее количество голосов избирателей.

За три века пребывания в христианстве некоторые удмурты, как, например, жители деревни Кузебаево Алнашского района, остались двоеверами, приспособив языческие моления к христианским праздникам. Сохранились сведения, что до революции, чтобы не раздражать священников, удмурты устанавливали в священной роще или в куале икону. Постепенно образ трех главных божеств - Инмара, Кылдысина и Куазя слился с образом христианской Троицы, а имя Инмар в переводах на удмуртский язык Священного Писания стало употребляться в значении "Бог".

Ижевск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
874
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1173
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
917
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
750

Другие новости