0
1910
Газета Антракт Печатная версия

25.01.2008

Его Гамлет ел с ножа

Тэги: высоцкий, гамлет, юбилей, дыховичный

Сын Владимира Высоцкого в одном из интервью довольно резко высказался о лже-друзьях своего отца, которые ходят по миру и рассказывают всю «правду» о жизни актера и поэта Высоцкого. Чтобы расставить все точки над i, Никита Высоцкий назвал «реальных друзей» отца, в числе которых было имя Ивана Дыховичного, в прошлом актера Театра на Таганке, а ныне кинорежиссера.

высоцкий, гамлет, юбилей, дыховичный Всю жизнь Высоцкий доказывал свою актерскую самобытность.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», 1979 год

– В одном из интервью Владимир Конкин, исполнитель роли Шарапова, сказал, что если Высоцкий замечал, что кто-то играет лучше него, то старался обязательно переиграть партнера. Это так?

– Володя вообще не любил проигрывать, он был очень азартный человек, и это видно по всему, что он делал. Но в его стремлении «быть лучше» нет никаких амбиций. Он в большинстве случаев относился к этому со здоровой иронией и понимал, что есть поэты и актеры более талантливые, чем он. Он умел сказать партнеру по сцене какой-нибудь комплимент и выразить свою симпатию, если ему что-то нравилось. Интересно, что Володя вполне адекватно воспринимал, если кто-то говорил: «Мне не нравятся слова этой песни»┘ Он считал это абсолютно нормальным. Но если критическое высказывание касалось его актерской работы – это была катастрофа. Я думаю, такая реакция была спровоцирована тем, что еще в начале пути, когда он заканчивал институт, его не оценили как талантливого, своеобразного актера и всю оставшуюся жизнь он доказывал свое право быть отличным от других, быть своеобразным.

Я помню, он потрясающе играл Хлопушу в «Пугачеве», очень хорошо играл какие-то характерные, очень жесткие вещи: всегда очень точно формулировал внутренние задачи роли и очень точно это отыгрывал. Кстати, он очень любил поклоны┘

– Принято считать, что лучшей театральной ролью Высоцкого был Гамлет, его даже хоронили в костюме Гамлета. Может быть, вы думаете иначе и у него были более удачные актерские работы на сцене?

– Володя очень хорошо играл Свидригайлова. Гамлет – это не совсем его роль. Но именно она запомнилось большей части интеллигенции, критикам┘ Высоцкий играл Гамлета очень жестко. Это не был сомневающийся, чувствительный Гамлет, что для многих казалось творческим откровением. Так оно и было, и наблюдать за Высоцким в роли датского принца было интересно. Но то, что он играл, далеко от Шекспира, как мне кажется.

– Очень много говорилось о неком социальном протесте, который Высоцкий привнес в трактовку этой роли, о вызове системе┘ А было ли в Гамлете Высоцкого что-то еще, что, возможно, осталось незамеченным критиками?

– Для Высоцкого было очень важно показать, что Гамлет – дикий человек, который ест мясо с ножа. Это было интересно. Я помню, кто-то из рецензентов написал: «┘это не Гамлет, который думает «быть или не быть», это Гамлет, который думает «убивать или не убивать»┘ И я действительно не согласен, что это его лучшая роль. Он прекрасно играл Лопахина. Тонко и менее экстравагантно, чем Гамлета. Но это была выдающаяся работа, так же как и Хлопуша... Володя в этих ролях был очень живой, очень легкий. Еще, он прекрасно играл Керенского, эдак куражно! Но люди предпочитают что-то более яркое, впечатляющее┘

Если вспомнить о кино – лучшие его работы были у тех режиссеров, которые его чувствовали. Кира Муратова его очень хорошо чувствовала┘ Но Володя – и это парадокс любви аудитории ко всему более яркому и «второсортному» – запомнился людям в роли Жеглова. «Место встречи изменить нельзя» – очень хороший сериал, но разве можно назвать образ Глеба Жеглова по-настоящему серьезной актерской работой? У Володи были более значительные и интересные работы.

– Пишут, что Высоцкий был очень жаден до ролей┘

– Да. Он вообще хотел играть, очень хотел. Всегда ревниво относился к распределению ролей и мог все что угодно сделать, чтобы отнять у другого актера роль.

– А вам легко было существовать с ним на сцене?

– Я с Володей играл только один спектакль. «Гамлет». Играть с ним было легко, потому что он был умным человеком, умным актером. Слушал партнеров, не играл сам для себя. У него было нереальное обаяние. С ним было интересно. А вот когда я получил приз за роль Розенкранца, он очень огорчился, что наградили не его. Кто такой Розенкранц? Это же не Гамлет?! Володя меня очень ревновал┘

Недавно я слышал его песни по радио. И подумал: все-таки каким же он кажется честным и наивным сегодня, на фоне современной эстрадной песни с ее словесной глупостью. Но публика, к сожалению, изнемогает от желания съесть очередную порцию пошлятины, а песни Володи так далеки от пошлости┘ У него есть просто изумительные песни, очень страшные┘ он умел концентрироваться и лепить потрясающие, мощные образы. Жаль, что сейчас эти образы мало кому нужны. Время, в которое мы живем, не отличается изысканным вкусом.

Вообще Володя – действительно необычный талант, и чем дальше он отходит от всех нас, чем длиннее временной «коридор», разделяющий его эпоху, то время и наше, тем ближе он мне.

– Сейчас постоянно проводятся какие-то мероприятия в честь Высоцкого, где-то устанавливают очередной памятник ему. Как вы относитесь к такому «казенному» проявлению любви?


Кира Муратова в роли Валентины Ивановны, Владимир Высоцкий в роли Максима.
Кадр из фильма «Короткие встречи», 1967 год. Фото из книги «Советское кино 1919–1991»

– Это как раз то, что Володя ненавидел! И самое неприятное, что среди «главных героев» на этих торжественных «поминках» – те, кого он на пушечный выстрел к себе не подпускал; эти люди были от Володи неимоверно далеко, хотя они уверяют, что являются его ближайшими друзьями, что пили с ним. История – я обобщаю, – как правило, делается вот такими людьми. Они придумывают что-то, лгут бесконечно, и им даже самим кажется, что все было так, а не иначе. Ничего подлее, чем вся эта «катавасия» с вечерами, посвященными памяти Высоцкого, когда его песни поют артисты эстрады, не может быть. Наверное, его детям это нужно, но я лично ни разу не пришел на такой вечер. Мне там делать нечего, мне это неинтересно и вообще┘ это ужасно. Володя бы просто порвал всех на сцене. Если бы он это увидел, совершенно точно.

– Как Высоцкий относился к своей бешеной популярности? Не боялся славы?

– Конечно, боялся, и что-то его смущало в этой славе. Но он хотел ее┘ Причем когда он играл в театре, она была ему необходима гораздо в большей степени, чем когда он пел. Он спокойно перенес бы любую критику на свои стихи, на свои песни, но не на свои роли. Вот это интересно и абсолютно загадочно для меня.

– Говорят, что Высоцкий был склонен к депрессиям, что это был человек трагического мироощущения. Это правда?

– На мой взгляд – нет. Это была скорее театральная маска: неимоверный трагизм, даже надрыв. Внутри Высоцкого кипела дикая страсть, у него было очень сильное ощущение несвободы. И на сцене, да и в жизни, в нем просыпались какие-то удивительные силы! Депрессий у него не было. Когда он пил, конечно, впадал в состояние мрачное, тяжелое. Но когда выходил из запоя – был человеком куражным и мажорным. И вообще, он ненавидел умные бесконечные бардовские песни, терпеть не мог посиделки у костра...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От корнета до «гения на белом коне»

От корнета до «гения на белом коне»

Сергей Побусько

Игорь Плугатарёв

Генерал Скобелев после боевых походов каждый раз возвращался на белорусскую землю

0
964
Лирический поэт лежит в канаве

Лирический поэт лежит в канаве

Евгений Лесин

К 70-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
2092
Наблюсти и соблюсти

Наблюсти и соблюсти

Ольга Рычкова

К 100-летию литературоведа и пародиста Зиновия Паперного вышел сборник воспоминаний о нем

0
1849
Кирсан Илюмжинов вернулся рабочим на завод «Звезда»

Кирсан Илюмжинов вернулся рабочим на завод «Звезда»

Андрей Серенко

0
3716

Другие новости

Загрузка...
24smi.org