0
2425
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.05.2010 00:00:00

Не восстановление внутреннего рынка, а возврат к прошлому

Тэги: туризм, сочи, курорт


туризм, сочи, курорт Режим "семьдесят два часа" был распространен на пассажиров морских паромов. Это прорывный питерский проект.
Фото Александра Петросяна/www.PhotoXPress.ru

О сложностях, с которыми связано развитие внутреннего туризма в нашей стране, и о способах преодолеть эти сложности ответственный редактор «НГ-сценариев» Владимир Семенов беседовал с президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько.

– Сергей Павлович, считается, что кризис у нас если не закончился, то по крайней мере идет на спад. А главное – правительство утверждает, что доходы граждан превысили докризисные времена. Как я понимаю, здесь проявляет себя повышение зарплат бюджетников и пенсий. То есть доходы повысились не у тех людей, которые ездят за границу. Таким образом, максимум, чего можно ожидать, – рост внутреннего туризма.

– Я пока фундаментальных факторов роста платежеспособного спроса не вижу. Да, рынок сейчас себя чувствует лучше, чем в прошлом году. Да, спрос выше. Но за счет чего? Я думаю, что это скорее эффект социально-психологической стабилизации. Однако надо признать, что продажи лучше, чем в прошлом году, значительно. По крайней мере по результатам майских праздников, и на лето лучше идут. Результаты не какие-то головокружительные, но по некоторым направлениям продажи действительно достигли докризисного уровня. Египет, Турция, Болгария, Абхазия хорошо продаются.

– То есть дешевые направления?

– Конечно, экономичного класса, но и на экзотику есть неплохой спрос, в том числе дорогую. На круизы. Я не думаю, что рынок вернулся к динамике и объемам, которые были до кризиса, но он выздоравливает. Вопрос – надолго ли? И еще раз повторю – за счет чего? Это был результат динамичного развития экономики, роста реальных доходов и конвертации их в платежеспособный спрос на путешествия? Думаю, что пока больше действует фактор психологической стабилизации; люди понимают, что жизнь не кончилась, кризис кризисом, но они уже привыкли жить в его условиях, и поэтому решение о поездке принимается легче. Это один фактор, и второй – так называемый отложенный спрос. Российский туристический рынок рухнул глубже, чем мировой: по въездному туризму – в два раза, а по выездному – в три-четыре раза. Я имею в виду минус 15,5% по выезду и минус 8% по въезду против примерно 4% мирового падения рынка. Аналогично фондовому рынку – туристический сейчас больше отыгрывает. Отскок больше. Что будет дальше – зависит от всех основных экономических показателей в частности, инфляции. Второе обстоятельство заключается в том, что эта отрасль чрезвычайно подвержена воздействию и рыночных, и нерыночных факторов. Год у нас начался с землетрясения на Гаити, в Таиланде беспорядки, извержение вулкана, проблемы в Греции. Конечно, уже есть эффект привыкания ко всей этой лихорадке, но это не особо улучшает ситуацию. Даже сейчас – снижается курс евро. Договоры по Европе заключались ведь в евро. Что же получится с прибылью у операторов на европейских направлениях?

– У операторов прибыли упадут, зато туры станут дешевле и их может стать больше.

– Дай бог, чтобы они что-то отбили на объемах. Но это еще надо посмотреть. А вообще норма прибыли у операторов на массовых направлениях – от 2 до 4%. 5% – это если крупно повезет.

– Низкая рентабельность, потому что очень конкурентная среда?

– Среда конкурентная плюс все время растут издержки. А платежеспособный спрос растет медленнее. Особенно это касается внутреннего и въездного туризма. Когда сейчас говорят, что при падении внешнего туризма немного – на 1–2% – вырос внутренний туризм, это произошло не оттого, что люди предпочли организованный отдых внутри страны организованному отдыху за рубежом, путевки российские предпочли путевкам зарубежным. А оттого, что они выбрали неорганизованный отдых. Люди в основном садились на свою «копейку» и ехали на побережье Черного моря, Азовского моря, ехали в деревню, к знакомым, где-то останавливались в гостиницах, где-то не останавливались. По сути дела, это не столько выигрыш внутреннего рынка, сколько возврат к прошлому, когда у людей денег было совсем мало и они были вынуждены отдыхать, экономя на всем. Есть и любители «дикого» отдыха, я про них сейчас не говорю.

– Развитие внутреннего туризма провозглашено приоритетом государства. В чем причина его столь незначительного роста? Причем при упавшем рубле?

– Разумеется, поддержки государства не хватает. Главная причина того, что тормозится развитие внутреннего и въездного туризма, – инфляция издержек. Правда, надо отметить, что в прошлом году на определенный период времени транспортные тарифы были снижены, они стали помягче, полиберальнее, появились всякие спецпредложения, и объекты размещения, по крайней мере городские гостиницы, в частности московские, небывало сильно сбросили цены. Но это эпизод, на период полугода, и таким образом сразу эти потоки сильно не развернешь. Другое дело, если бы это была долгосрочная тенденция. А в долгосрочной тенденции подвижки по цене быть не могут, потому что растут издержки – быстрее, чем платежеспособный спрос. Больше чем на 20% выросла коммуналка. Налог на землю вырос катастрофически во многих регионах после перехода на кадастровую оценку земли. Выросли цены на ГСМ и так далее. И что мы видим? Уже 21 европейская страна снизила НДС для гостиниц и ресторанов до уровня 5–7%. Это была антикризисная мера с целью повышения конкурентоспособности их «продуктов гостеприимства» на внешнем рынке. Теперь прикиньте – как бы Минфин отреагировал на предложение снизить НДС для российских гостиниц?

– Минфин у нас стоит как скала против налоговых льгот. И, видимо, снижение НДС – это мечты о несбыточном. Но проблема кадастровой стоимости, когда с земли под санаторием взимается та же плата, что и под рестораном с варьете, – тут алогичность очевидна.

– Вопрос про санатории – это вообще убийственная проблема. Как вы понимаете, редко какой санаторий не обладает приличным земельным участком. И такой земельный участок – это не что-то избыточное, а неотъемлемое условие создания санаторно-курортного продукта. Терренкуры, парковые зоны – все это необходимо для лечения. Нельзя применять к санаториям ту же плату с кадастровой стоимости земли, когда налог вырастает, условно говоря, с 2–3 миллионов до 10–12 миллионов. А санаторно-курортный комплекс в нашей стране – это больше 2000 предприятий. Преимущество этого ресурса в том, что они расположены по всей стране: от Камчатки и Магаданской области до Калининграда, Сочи и Кавминвод. Лучшая часть этого комплекса до сих пор удерживает передовые позиции. А в курортном деле Советский Союз достиг успехов не меньших, чем в космосе или балете. И до сих пор, как это ни парадоксально, главврачам удается сохранять достигнутое. В этой сфере мы точно конкурентоспособны на мировом рынке, только этот продукт за рубежом не продвигается. Но даже без такого продвижения на Минводах уже 10% оздоравливающихся – это иностранцы, из ближнего и дальнего зарубежья. А ведь были первая чеченская война, вторая, теракты. Курорт выстоял, наращивал продажи. Качественное санаторно-курортное лечение в принципе продается хорошо. Это не только живой и достаточно динамичный сегмент рынка, но и высокотехнологичный. Это то, за что борется президент, правительство, по крайней мере в своих выступлениях. Реальная точка роста. И как можно эту точку роста подавлять налогами на землю, такими тарифами? Мы в рамках структурной перестройки никак не можем добиться прорывов, а здесь уже существует совершенно реальный прорыв. Только его почему-то никто не замечает, никому он не нужен. 400 с лишним тысяч коек в санаторно-курортном комплексе сегодня. Это места, за которыми стоит медицинское оборудование, персонал. У нас что, со здравоохранением все так хорошо, что никому такой мощный комплекс не нужен?


В Сочи идет огромное строительство.
Фото с сайта www.sochi2004.com

– Здравоохранение вроде объявили национальным проектом, приоритетом.

– Где этот приоритет, когда речь идет о лечении за счет природных лечебных факторов, а не хирургии и таблеток? Даже страховым случаем Минздрав не хочет признавать заболевания, которые требуют санаторно-курортного лечения. Это уже предел всего! Отсюда множество проблем с финансированием комплекса по линии добровольного медицинского страхования.

Проблема конкурентоспособности внутреннего продукта стоит на повестке дня, и нельзя сказать, что она полностью нерешаемая, потому что существуют хорошие примеры. Их немного, но они есть. Один очень позитивный пример – морские круизы. У нас, к сожалению, своих кораблей практически не осталось, но к нам могут заходить иностранные. Несмотря на довольно серьезное сопротивление со стороны заинтересованных министерств и ведомств, в 2003 году удалось добиться 72-часового безвизового пребывания иностранных круизных пассажиров на территории Российской Федерации. Паралллельно в Петербурге был реализован действительно успешный инвестиционный проект - порт «Морской фасад». В результате круизные заходы морских судов – не только на 500 или 1000 пассажиров, но и трехтысячников – растут как на дрожжах. В 2009 году порт принял 245 тысяч пассажиров, в этом планирует принять 385 тысяч. В прошлом году было уже 11 согласований по заходам круизных судов в районы Крайнего Севера, в том числе на Чукотку. Я в 2008 году летел из Анадыря, и со мной в самолете была группа иностранцев, европейцев, которые там высадились с круизного судна. В прошлом году с большим трудом, но удалось добиться того, чтобы 72-часовой безвизовый режим был распространен на пассажиров морских паромов. В результате сейчас запущена крупнейшая паромная линия Петербург–Хельсинки и дальше в Скандинавию. Это показательный пример: не считая строительства порта, особых денег не вкладывали, принимали политические решения - и результат налицо. Если заниматься этими вопросами и другими видами туризма, в том числе и санаторно-курортным обслуживанием, то результаты будут.

– А пока никаких благоприятных перспектив?

– Если говорить о вербальной стороне вопроса, то здесь да, изменения происходят. Вопрос обсуждается, в том числе и на Госсовете, решено, что, несмотря ни на что, нужно принимать целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма. Тема эта все чаще звучит в выступлениях и президента, и премьер-министра. Но пока все-таки мы видим, что реально интерес проявляется к крупным инвестиционным проектам типа Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС на острове Русский во Владивостоке и так далее. Когда речь идет о серьезных финансовых потоках, которые можно сфокусировать на конкретной территории, тогда интерес появляется. А если надо просто выполнить те рекомендации, которые дает Всемирная туристская организация относительно таможенной пошлины, туристских формальностей, инвестиционного климата, налоговой политики и так далее, – тут власти говорят, что вы слишком много хотите. А мы просто хотим, чтобы у нас были те же условия работы, которые есть в других странах, потому что иначе конкурировать очень тяжело.

– Эти «особые экономические зоны туристско-рекреационного типа» пока не получили должного развития. С чем это связано?

– Причина простая. Дело в том, что те преференции, которые были предоставлены резидентам этих зон, не дотягивают до условий, которые создаются для инвесторов в других странах. Вот есть параллель - косвенная, но очень характерная. Посмотрите, какое количество рекреационной недвижимости наши сограждане и юридические лица приобрели за последние годы за рубежом. Точных цифр, естественно, нет, фигурируют в основном экспертные оценки. Но речь идет о приобретении многих десятков тысяч апартаментов, малых гостиниц, и не только малых. В Турции, Болгарии, Чехии и во многих других странах. Почему эти люди покупают недвижимость там? Строительство квадратного метра жилой площади стоит там совершенно других денег. Хотим мы, чтобы инвестировали внутри страны, – надо добиваться тех же условий. И в особых экономических зонах, и не в особых. Если вы строите, например, в Тунисе, вам говорят – вот площадка, вот подведенные коммуникации, вот освобождение от большей части налогов на срок реализации инвестиционного проекта, вот освобождение от таможенных пошлин на ввоз оборудования для строительства. Есть одно условие: дорля иностранцев в строительстве и в эксплуатации отеля не должна составлять больше, чем одну треть на строительстве и в ходе эксплуатации отеля. Понятное условие.

– Получается, что развитие туризма – некая производная от здоровья всей экономики.

– Туризм связан с множеством отраслей: сельским хозяйством, строительством, транспортом. Как показывает опыт многих стран, эта отрасль может стать локомотивом экономики. Но Россия в этом смысле пока - сплошные парадоксы. В рейтинге международной независимой организации «Всемирный экономический форум» (которой, в частности, принадлежит и Давосский проект) по числу объектов мирового значения мы занимаем пятое место в числе 133 стран, а по культурным - девятое. Зато по качеству дорог Россия на 104 месте, по уровню транспорта на 88, по числу мест в гостиницах на 85, а по ценовой доступности размещения в них - на 115. По показателю «приоритет сектора туризма для государства» Россия заняла одно из последних мест - 127-е. «Эффективность маркетинговой политики и брендинга в сфере туризма» ии «государственные расходы на туризм» ненамного лучше - 122 и 83 места соответственно. В целом по конкурентоспособности туристического сектора экономики мы заняли 59-е место.

Чтобы изменить ситуацию, не надо ничего особенного придумывать. Надо просто прианализировать мировой опыт, посмотреть, что делают наши конкуренты, и делать то же самое, использовать передовой опыт. Все. Но если это не делается, не надо самим питать иллюзий и вводить в заблуждение общественность, утверждая, что мы с нашим действительно колоссальным ресурсным потенциалом в области туризма сможем занять место на мировом рынкек, действительно достойное этого потенциала на мировом рынке. Чудес не бывает. Рецепты все известны. Прорывные проекты нужны, как тот же порт в Петербурге, но главное – не инвестиции, срежиссированные государством, а создание правовой и экономической среды, защита прав собственности и прочие подобные факторы.

– Как вы видите в этом контексте Сочи?

– Сочи может быть прорывным проектом. Туда действительно вкладываются колоссальные ресурсы. Насколько эффективно они используются – это второй вопрос. Но у Сочи – притом, что это действительно замечательный регион, и не только побережье, но внутренние районы – Большой кавказский заповедник, Красная Поляна, – на мой взгляд, есть одна довольно серьезная проблема. Это вопрос позиционирования. Главный вопрос с туризмом, как, собственно, и в любом бизнесе, – зачем покупать. Когда речь идет о покупке анапской путевки, то ответ понятен – это детский, семейный курорт. Пойди попробуй найти где-то в мире такое детское лечение, как там. Есть в семье дети, детей надо оздоравливать, высокие цены – невысокие, но если они мало-мальски по карману, то ехать надо. То же самое касается Минвод. Почему там такой устойчивый спрос? Потому что приезжающие приезжают конкретно лечиться. А Сочи, хотя там замечательные есть санатории – Мацеста и другие, – воспринимается как только пляжное направление, и, соответственно сезон его загрузки – туристский. Летом – густо, зимой – пусто. А санатории могут и должны быть загружены круглый год.

– Мацеста – лечебные грязи. Вроде бы все знают┘

– Все знают, но со времен еще советской власти Сочи воспринимался как элитный курорт. «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи». Что было круче в Советском Союзе, чем поехать в гостиницу «Жемчужина» или «Камелия» в Сочи? На этом имидже выехать сейчас не удается. С кем конкурирует Анапа? Ну, может быть, с Болгарией. А если смотреть элитарные направления, то сегодня люди могут поехать и в Канкун, в Ниццу, на Ибицу, на любой престижный курорт. Здесь конкуренция мощнейшая. Мне кажется, если говорить о стратегии развития Сочи, то очень важно решить эту фундаментальную проблему сочинского продукта: произвести его ребрендинг. Может быть, использовав спортивную составляющую. Очень хорошее дело, кстати. Пусть Сочи будут самым спортивным курортом страны, самым спортивным курортом мира. Эту карту вполне можно было бы разыграть. Спорт сейчас в моде, спрос на него растет. И, конечно, Сочи нужно возвращать репутацию всесоюзной, всероссийской здравницы. Тогда может получиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2076
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4769
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2613
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3001

Другие новости