0
1415
Газета Наука Печатная версия

27.12.2017 00:01:00

В погоне за академической мобильностью

К 2025 году в отечественных вузах должны обучаться 710 тысяч иностранных студентов

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС.

Тэги: вуз, образование, студенты


вуз, образование, студенты Во всем мире сформировался взрывной спрос на обучение в престижных высших учебных заведениях. Фото с сайта www.cs.utdallas.edu

Академическая студенческая мобильность резко выросла в последние годы, несмотря на экономический кризис и рецессию в большинстве стран мира. С чем это связано – попытались разобраться специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Результаты их анализа приведены в исследовании «Эффективное управление экспортом высшего образования: лучшие практики и международные тенденции», которое только что закончено. В рамках исследования были определены стимулы для привлечения иностранных студентов и развития экспорта высшего образования в России, проведен анализ динамики контингентов иностранных студентов в российских вузах и факторы их изменения.

Прежде всего сформировался взрывной спрос на обучение в престижных высших учебных заведениях за рубежом. По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшее десятилетие превысит возможности образовательных организаций. Численность учащихся высших учебных заведений увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более 262 млн человек к 2025 году, в среднем ежегодный рост, как предполагается, составит 1,4%.

Существенные доходы от экспорта образования наряду с другими экономическими и политическими причинами заставляют правительства и университеты стран ОЭСР прилагать серьезные усилия по привлечению иностранных студентов. Единым элементом для большинства национальных стратегий экспорта высшего образования является то, что они – часть более масштабных реформ. Такие стратегии, как правило, тесно связаны с планами социально-экономического развития стран.

Большинство стран – импортеров образования находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Увеличение доходов и растущий средний класс в странах АТЭС способствуют спросу на высококачественное высшее образование. Глобальные тенденции международного рынка образования создают реальные возможности для стран, которые могут удовлетворить потребности этого рынка. К таким странам – экспортерам образования в странах АТЭС традиционно относятся: Австралия, Канада, Китай, Новая Зеландия, США, Япония. Страны АТЭС, которые в последние годы активно развивают экспорт образования, но пока еще не занимают ведущие позиции, – это Гонконг, Сингапур и Малайзия.

Студенты из АТЭС составляют самую большую группу иностранных студентов в странах ОЭСР на программах магистратуры и докторантуры: 53% от общего числа студентов по всем странам. В частности, студенты из Китайской Народной Республики составляют 22% всех иностранных студентов, обучающихся в магистратуре и докторантуре в странах ОЭСР. Около 41% всех китайских студентов, обучающихся на программах послевузовского образования в странах ОЭСР, зарегистрировано в США, в то время как 39% обучаются в Австралии, Франции, Германии или Великобритании.

Анализ показал, что основные факторы, влияющие на выбор иностранных студентов, – язык обучения (наиболее привлекательными языками обучения являются английский, французский, немецкий, русский и испанский); качество образовательных программ (доля иностранных студентов в вузах, занимающих первые строчки мировых рейтингов, составляет от 20 до 40%); стоимость обучения; миграционная политика; возможность трудоустройства в период обучения и после его завершения, доброжелательная атмосфера в стране по отношению к иностранным студентам, признание иностранных документов об образовании и периода работы за границей; качество и доступность высшего образования в стране происхождения.

Большую роль играют географические, исторические, торговые или миграционные связи между странами. Особенно важен этот фактор в современных геополитических образованиях – таких как Европейский союз и зона Североамериканского соглашения о свободной торговле, а также там, где сильны исторические связи в регионе, например, страны Содружества Независимых Государств, входившие в Советский Союз, или страны Франкофонии.

В рамках исследования был проведен мониторинг экспорта образовательных услуг в России с 2013 по 2017 год. Результаты мониторинга показали, что общая численность иностранных студентов по всем формам обучения в России растет. В 2017 году их численность составила 240 924 человек, что больше на 16 654 человек по сравнению с предыдущим годом. Лидер по численности иностранных студентов – Российский университет дружбы народов (5556 человек), за ним следуют Национальный исследовательский Томский политехнический университет (3487) и Омский государственный технический университет (3160).

Объем средств от образовательной деятельности, полученных образовательными организациями от иностранных граждан и иностранных юридических лиц, растет в течение последних трех лет с 2014 по 2017 год, но крайне неравномерно в целом и по отдельным регионам. Так, в 2016 году рост по сравнению с предыдущим годом составил 40,7%, а в 2017 году – только 9,1%. В 2017 году российскими образовательными организациями было получено 8 479 982 тыс. руб. Лидер по объему средств 2017 года – Центральный федеральный округ (3 562 349,2 тыс. руб.), из регионов – Москва (2 266 101 тыс. руб., среди вузов – Российский университет дружбы народов: 653 601 тыс. руб.). При этом надо понимать, что рекрутинг иностранных студентов – относительно новое направление деятельности в большинстве российских вузов.

С введением показателей по доле иностранных студентов в российских вузах в рамках ежегодного мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, ситуация кардинально изменилась. В большинстве вузов были выделены отдельные структурные подразделения, занимающиеся набором и обслуживанием иностранных студентов, появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности вуза. Для расширения контингента привлеченных иностранных студентов в Российскую Федерацию российские вузы используют самые различные формы рекрутинга: организация и участие университетов во всевозможных олимпиадах, творческих конкурсах, мероприятиях по профессиональной ориентации; использование инструментов онлайн-рекрутинга; расширение возможностей трудоустройства иностранных студентов; распространение информации об образовательных программах через российские посольства и представительств российских государственных структур за рубежом; продвижение через поисковые системы, в социальных сетях и бесплатных образовательных порталах.

В 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, и экспорт образования стал ее важной частью. По результатам заседания 30 мая 2017 года президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам  был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В его рамках поставлена задача увеличить численность иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году. Численность иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должна вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн, численность иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, должна удвоиться.

Заявленные показатели не имеют аналогов за рубежом и потребуют значительных усилий от российских вузов, органов управления образованием и других заинтересованных сторон. Реализация проекта будет проходить в острой конкурентной борьбе со странами, уже приступившими к реализации мероприятий по привлечению иностранных студентов.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Учиться очно можно не выходя из дома

Учиться очно можно не выходя из дома

Яна Рождественская

Распространяется новый тип онлайн-обучения – с полным взаимодействием студента и преподавателя

0
680
Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ

Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ

Елена Герасимова

Будут ли в будущем поступать в вуз по профилю в социальных сетях

0
875
Шесть российских вузов вошли в топ-100 лучших университетов мира

Шесть российских вузов вошли в топ-100 лучших университетов мира

0
419
Коммерческий успех инноваций снижается

Коммерческий успех инноваций снижается

Анатолий Комраков

Венчурный бизнес дает только одну сотую долю процента ВВП

0
1274

Другие новости

Загрузка...
24smi.org