0
1318
Газета Общество Интернет-версия

19.02.2003 00:00:00

Суд над "свидетелями"

Тэги: свидетели иеговы, суд


Прежде всего обвинения прокурора строятся на том, что верующие других конфессий и атеисты испытывают ненависть к членам общины "в результате существования литературы "Свидетелей Иеговы". "Ненавистники", правда, безымянные. Тогда хочется спросить, а какое юридическое значение имеет общественное мнение о духовной практике и методах проповедования той или иной религиозной организации?

Приведу наиболее характерные примеры обвинения. В ходе разбирательства говорилось, что членов общины склоняют к самоубийству, заставляя отказываться от переливания крови. В ответ на это приводились доводы о том, что переливание крови несет в себе много опасностей, и вместо донорской крови члены общины настаивают на применении основных компонентов и производных фракций крови: альбумина, кровезаменителей и т. п. Эта позиция не противоречит современным научным достижениям.

Прокурор обвинял общину в принуждении к разрушению семьи. На что его попросили прокомментировать следующую евангельскую цитату: "Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его" (Мф. 10:35-36).

Далее последовало обвинение в "загруженности верующих обучением, проповедованием, личной отчетностью". Не понравилось также прокурору "подчинение и преданность организации" у иеговистов. Тогда ответчики предложили ему просмотреть православный молитвослов, в предисловии к которому верующего призывают к постоянной молитве, духовной трезвенности, послушанию духовному отцу и верности Православной Церкви.

И так далее и так далее...

Следуя логике прокурора, едва ли хоть одна вера устоит в таком прокрустовом "правовом пространстве". Как, например, квалифицировать основной тезис ислама? "Нет Бога кроме Аллаха" - не разжигание ли это межрелигиозной розни? Рамадан (пост у мусульман) не причиняет ли вред здоровью? Если читатель попробует сам проанализировать любую религию, то, видимо, придет к сходным результатам.

Поскольку основным доказательством прокурора являлись публикации общины, было решено назначить психолингвистическую и социологическую экспертизы. Но Московский городской суд отменил и это решение.

"Свидетели Иеговы" не отрицают, что их религиозная литература содержит критические высказывания в адрес других конфессий, подчеркивая при этом, что это обычные доктринальные споры. В качестве примера ответчик представил суду публикации, распространяемые в православных храмах Москвы. В них также оспариваются вероучения других религий и конфессий и утверждается, что вне Православной Церкви нет спасения, а последователям других вероучений уготовано вечное наказание в аду.

Право общины "Свидетелей Иеговы", как и других религиозных организаций, давать свои оценки другим религиозным объединениям и их представителям защищено Европейской конвенцией прав человека и Конституцией РФ. Тем более что за десять лет существования общины "Свидетелей Иеговы" в Москве прокурор не нашел ни одного факта проявления религиозной розни, т.е. дискриминации или насилия в отношении верующих других конфессий.

Нужно учесть, что сведения об основах вероучения общины и соответствующей им практике прошли государственную религиоведческую экспертизу в Экспертном совете при Минюсте Российской Федерации. После этого община "Свидетелей Иеговы" была перерегистрирована в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

"Измененное состояние сознания" - такой диагноз в итоге поставил "Свидетелям Иеговы" прокурор, не обращаясь ни к психиатрам, ни к психологам и не беседуя ни с одним конкретным верующим.

Если посмотреть на это дело с точки зрения закона, то оно подлежит прекращению в связи с неподсудностью доктринальных споров в судах общей юрисдикции. Обвинения прокурора, на мой взгляд, носят скорее богословский, чем юридический характер. Но тогда он выступает против основ конституционного строя: ведь в соответствии со статьей 14 Конституции РФ религиозные объединения равны перед законом. Однако "Свидетелям Иеговы" прокурор отказывает в праве принимать пожертвования, распространять литературу и иметь внутренние канонические установления и устройство.

Входит ли это в задачи прокурора как представителя государства, которое декларировало равенство всех религий перед законом?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1115
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1234
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1295
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
2399

Другие новости