0
1414
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.12.2003 00:00:00

Богобоязненные румыны

Тэги: румыния, религия


Диктаторскую чету Николае и Елену Чаушеску расстреляли 25 декабря 1989 года, несмотря на то что в этот день по новому стилю праздновалось Рождество. Расстреливали под пение рождественских колядок, звучавших по радио и телевидению, где еще несколькими днями ранее их исполнение было запрещено. Так своеобразно Румыния вступила в новую эпоху своей истории.

Духовенство сразу же стало играть ведущую роль, когда страна прощалась с погибшими во время восстания. Сейчас без участия священников не обходится ни одно заметное событие в общественной и культурной жизни Румынии. Православный крест наравне с государственным гербом украшает зал заседаний парламента. Депутаты, вступая в должность, клянутся на Библии в верности государству. А румынская сборная по футболу, уезжая на мировой чемпионат, пришла за благословением к Патриарху Феоктисту┘

В Румынии Православная Церковь занимает ведущее положение: к ней принадлежат 83% верующих. Да, Церковь и духовенство притесняли, но в отличие от России не преследовали, храмы не разрушали и не закрывали. Исключение составляла Греко-Католическая Церковь, которая начиная с 1948 г. и вплоть до антикоммунистической революции 1989 г. была запрещена.

Так что, строго говоря, религиозная традиция здесь не прерывалась. Еще в годы социализма приезжего россиянина удивлял местный обычай креститься при виде храма. Для румын гораздо естественней праздновать именины, чем день рождения. В деревне в дни святых Георгия, Петра и Павла, Ильи, Андрея или Николая никто не работает - грех. А если учесть, что жители больших городов страны - это горожане в первом или втором поколении, то крепость религиозной традиции станет особенно ясной. Многие, особенно женщины, постятся не только в большие посты, но также по средам и пятницам. Крестины в семье - это большое событие. Крестные мать и отец - не формальность, они серьезно относятся к своим обязанностям и стараются духовно опекать своих крестников всю жизнь.

Тем не менее религия - испытанное оружие и в политической борьбе. В Румынии до сих пор помнят теледебаты перед вторым туром президентских выборов 1996 года, когда претендент Эмиль Константинеску "срезал" Иона Илиеску, задав ему вопрос: "Вы верите в Бога, господин президент?" Илиеску, представитель старой партийно-государственной номенклатуры, хоть и популярной в народе, с опозданием осознавая подвох, стал, заикаясь, объяснять, что он, дескать, "свободный мыслитель"┘ Но на фоне только что прозвучавшего душещипательного рассказа Константинеску о его отношениях со своим духовником "монахом Василе" подобные философские объяснения выглядели бледно. Инициативу в тот важный момент Ион Илиеску явно упустил и выборы в конце концов проиграл┘

Показательно, что среди всех институтов государства Церковь пользуется наибольшим доверием среди населения. Об этом неизменно свидетельствуют социологические опросы. Например, согласно последнему из них, Церкви доверяют 92% населения (на втором месте армия - 75%, на последнем парламент - 23%). Поэтому, когда несколько лет назад было предложено ввести в школьные программы уроки по основам религии, никто из родителей не протестовал. Этот урок является обязательным в первых четырех классах школы, а до восьмого - факультативным. Дисциплину преподают специально подготовленные выпускники богословских факультетов румынских университетов. Преподаватели говорят, что школьникам эти уроки скорее нравятся, поскольку в них речь идет в основном об истории религии, библейских текстах и истории Церкви.

Мариана Фыртару, молодого священника-миссионера в одном из столичных сиротских приютов, я встретил в церкви "Ставрополис", в самом центре Бухареста. В этот день он подменял своего коллегу.

Он часто служит в этой церкви и говорит, что большинство прихожан - молодые люди. Это и понятно: рядом находится университетский центр. Мало того, молодежь, по его словам, оказывает влияние и на своих родителей, побуждая их венчаться. Отец Мариан не думает, что издержки нынешней цивилизации уведут молодежь неизвестно куда. "Молодежь - это наша большая надежда, - говорит он. - Именно через нее наша Православная Церковь сможет обновиться┘" Поэтому он не считает, что роль Церкви в румынском обществе в этот переходный период чересчур преувеличена.

Среди политиков, государственных чиновников и бизнесменов считается хорошим тоном появляться в храмах и местах паломничества, например в кафедральном соборе города Яссы, где хранятся мощи святой Параскевы, или в храме Святого Николая на Буковине. Более того, можно составить внушительный список политиков, депутатов и деловых людей, построивших или отреставрировавших на свои средства церкви, часовни и монастыри. В этом списке мы найдем и премьер-министра Адриана Нэстасе, и лидера оппозиционной партии "Великая Румыния" Корнелиу Вадима Тудора. Здесь можно наблюдать своего рода соревнование.

Но иногда дело доходит до курьезов, как в случае с бывшим префектом и советником правящей партии, а ныне бизнесменом Даном Илие Морега. У себя в родном селе в уезде Горж он выстроил на собственные средства храм в честь своего покровителя святого Ильи. А чтобы народ знал "своих героев", распорядился изобразить себя на левой стене храма как раз под святым Ильей, в черном костюме, белой рубашке и цветном галстуке. И этот случай в Румынии далеко не единственный. Священники разводят руками: дескать, кто платит, тот и заказывает музыку┘ Впрочем, в прежние времена храмостроителей по традиции тоже изображали на фреске, но то были великие князья или правители государства┘

Если в Румынии кто-то и недоволен экспансией Православной Церкви в повседневной жизни, то это представители других религий, а всего здесь разрешены и поддерживаются государством 15 религиозных организаций. Особенно недовольны греко-католики, больше всех пострадавшие в годы коммунистического режима, так как их заставляли обращаться в православие. Сегодня они требуют возвратить 2300 конфискованных у них церквей и других зданий, а также церковное имущество. Папа Римский упрекает Румынскую Православную Церковь (РумПЦ) за то, что процесс возвращения собственности греко-католикам идет очень медленно.

А западные международные организации критикуют Румынию за притеснения и отказ в регистрации Свидетелей Иеговы и Адвентистов седьмого дня, которые РумПЦ рассматривает как "секты". Лидер румынской правозащитной организации Габриэль Андрееску долго вел кампанию "против проникновения во все сферы жизни ретроградной РумПЦ", резко выступавшей против легализации однополой любви. В конце концов парламент страны, готовящейся вступить в ЕС, отменил статью Уголовного кодекса, которая предусматривала наказание за гомосексуализм.

Бухарест


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1455
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3757
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2111
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2383

Другие новости