0
5994
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.09.2012 00:00:00

Почему осанка выделяла рыцаря

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: школа, образование, учебник


школа, образование, учебник И нести тяжело, и бросить жалко...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Уже не вспомню, как в разговоре с 12-летним моим сыном Мишей мы вышли на его «Окружающий мир» – то, что такой предмет имеется в их школьной программе, я не раз слышал: Миша – весь в меня и по утрам почти ежедневно мучительно дособирает сумку. То тетрадь куда-то пропала, то какого-то учебника снова «нет в живых». «А «Окружающий мир» ты взял?» – «Взял». – «Ну, хорошо». И вот, к слову, Миша вдруг сообщает, что в их учебнике нет ни слова про восстание декабристов. Я, разумеется, не верю. Разговор перескакивает на другую тему, но спустя несколько дней Миша предъявляет мне две книжки – «Окружающий мир», учебник для четвертого класса, первая и вторая часть. Авторы – Дмитриева и Казаков, интегрированный курс, «отличительной особенностью» которого, читаем, «является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества». Интересно! А при чем же здесь восстание декабристов, думаю я, листая оглавление в начале первого «тома»: «Техника и человек», «Клетка – основа строения и роста живых организмов», «Лекарственные растения»... Странная, конечно, последовательность, но, наверное, и про лекарственные растения тоже нужно знать. Надеюсь, там не про коноплю? Нет, про коноплю ничего нет. Зато – про зверобой, про мать-и-мачеху, цветки липы... «Лечебными свойствами обладают и фрукты. Абрикосы стимулируют рост и укрепляют здоровье». Замечательно! Пусть знают. Переворачиваю страницу. Следующая глава – после лекарственных растений – «Где и как жили рыцари». Гм... Неожиданно.

Про мать-и-мачеху есть, а про декабристов ни слова? Нет, правда, после рыцарей и «особенностей кожного покрова» – почти 40 страниц о преобразованиях в России начиная с Петра. Про Ломоносова есть, про русское военное искусство, Отечественную войну 1812 года – с планом местности... На ней, Отечественной войне с планом местности заканчивается первая часть учебника.

Беру в руки вторую (авторы – те же). Начинается учебник экспедициями Беринга и Чирикова, открытиями северных земель России. Дальше – нервная и кровеносная системы, за ними – «Россия в ХХ веке». Декабристов и вправду нет.

«...Но самую главную работу по очистке организма выполняет выделительная система. Ее основными органами являются две почки...» – это на странице 39-й. На 41-й четвероклассникам советуют отказаться от вредных привычек – курения, переедания и пристрастия к сладостям, а уже на следующей: «Для России ХХ век начался с бурных исторических событий. Она пережила Первую мировую войну, две революции, долгую Гражданскую войну. В 1917 году в России утвердилась власть большевиков...»

Почему перечисление такое неправильное – ведь мировая война следовала за первой из двух, а правильнее – все-таки говорить о трех российских революциях? Долгая Гражданская война – прямое следствие Октябрьской революции и потому уже неверно говорить, что власть большевиков утвердилась в 1917 году. В 17-м они взяли власть, а вот утвердилась советская власть как раз в итоге, как пел Окуджава, «той единственной Гражданской»... Тут, по-моему, кстати вспомнился старый анекдот про покупателя, который в отделе школьных и канцелярских принадлежностей спрашивает чернила для 7-го класса и глобус Мордовской АССР.


Впечатление, что это все переведено с иностранного, от такого учебника – волосы дыбом...
Фото Карена Исраеляна

Миша – большой специалист по наполеоновским битвам, поэтому от декабристов, которых в учебнике нет, наш разговор естественно перешел к ошибкам в рассказе о событиях 200-летней давности. Эти страницы буквально испещрены его пометками. Первый же абзац: «В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором». На полях с восклицательным знаком – «в 1804 году». Это правда, императором Наполеон объявил себя уже в начале следующего столетия. Мишины комментарии сопровождают почти каждое следующее предложение. Армия французов в учебнике названа «громадной», но она, как известно, ненамного была больше российской. Кутузов «принял на себя командование всеми русскими войсками», а правильнее сказать – был назначен командующим. Дальше про Бородино: Наполеон «впервые не выиграл битву», а победа русской армии при Бородине сравнивается с Куликовской – «почти за 500 лет до этого». Политические сравнения – на совести авторов, но как согласиться с ошибками в арифметике? 1812 – 1380 = 432.

О совете в Филях: в учебнике говорится, что Кутузов ставит вопрос о битве под Москвой или сдаче древней столицы, а на самом деле, комментирует мой многознающий Миша, вопрос о сражении под Москвой был поставлен не Кутузовым, а Бенигсеном. И т.д., и т.д.

Ленина нет. Сталин не упоминается... Кутузов есть, а императора Александра – нет, Жуков назван, а Сталина – как будто и не было. Тоже странно, тем более что названы помимо Жукова также и Конев, Рокоссовский, Малиновский, Баграмян – это в порядке подтверждения слов о всенародном подвиге: сражались и русский Жуков, и армянин Баграмян. Вот тут бы Сталин и пригодился, но – нет его. Путина и Медведева справедливости ради в учебнике тоже не пропечатали.

После 1918 года, когда, сообщают авторы учебника, в нашей стране создан первый детский театр, сразу же «начинается» Великая Отечественная война. Коллективизация, индустриализация – все мимо. Естественно, нет ни слова ни про пакт Молотова–Риббентропа, ни про совместный раздел Европы в конце 30-х годов. Не нужно это знать школьникам, а может – четвероклассникам еще рано? Ладно, наверстают, расскажут фальсификаторы истории, если найдут лазейку к неокрепшим детским умам и сердцам. Следующая глава называется «Страны – участницы Второй мировой войны». Про ось Рим–Берлин–Токио – ни слова, впрочем, и «по нашу сторону баррикад» названы только две страны, какие – не угадаете! Никогда. Белоруссия и Великобритания. Поскольку учебник не по истории, учебник называется – «Окружающий мир», текст о Белоруссии сопровождает иллюстрация с зубрами в Беловежской пуще. Военных фотографий – ни одной, зато сразу за рассказом об Англии – глава «Век научных открытий», проиллюстрированная диалогом и кадром из мультфильма о Простоквашино. Ощущение, не покидавшее меня, пока я листал, время от времени вчитываясь, матерился, перелистывал дальше, снова пытался читать, снова – ругался... Ощущение такое, как будто цель авторов была – не дать, не позволить, чтобы в головах школьников сложилась хоть какая-то стройная система. Что угодно, но только не это!

В это трудно поверить, но за главой о научных открытиях – четыре страницы про заповедники России (о Великой Отечественной войне, если не считать Белоруссию с зубрами и Великобританию с видами Биг-Бена и Стонхенджем, – шесть страниц), за изображениями выдры и крякши – пищеварительная система и устройство государственной власти в России. «В 1991 году было принято решение распустить Союз и предоставить входившим в него республикам полную независимость». Ну... Примерно так оно и было.

В конце, в предметном указателе (это же учебник, значит, все должно быть по-взрослому), неожиданно отмечаю, что на букву «г» нашлось место гербу, гимну, Государственной Думе и «Гринпису». Ну, правильно, «Гринпис» – это важно, важнее восстания декабристов. Да и откуда еще узнать про них, защитников природы, как не из нашего учебника?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
884
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1191
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
932
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
765

Другие новости