0
7493
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.08.2013 00:01:00

Явление турецкой Богоматери

Тэги: турция, туризм, памятники, христианство, христианские святыни


турция, туризм, памятники, христианство, христианские святыни Каждому хочется прикоснуться к чему-то святому. Фото Reuters

В Турции все есть. Даже внушительный набор христианских святынь. Некоторые из них дублируют и оспаривают подлинность реликвий, которыми располагают другие страны. На днях в провинции Синоп нашли фрагмент креста, на котором был распят Иисус. Другой пример. Итальянцы думают, что мощи святого Николая Мирликийского находятся в городе Бари. В Московском Патриархате тоже так считают. Ан нет! Любой турецкий гид вам расскажет, что местные археологи копали-копали и обнаружили самые что ни на есть подлинные мощи святого в турецком городе Дёмре.
Более того, турки утверждают, что сама Богоматерь покоится в земле Анатолии, а не усопла в Иерусалиме. Путешественники, осматривающие руины античного Эфеса на Эгейском побережье Турции, «в нагрузку» посещают так называемый дом Девы Марии. В стандартную программу экскурсий не входит, например, знакомство с руинами храма в Эфесе, где проходил Третий Вселенский Собор, принявший догмат о почитании Богоматери, зато чудесным образом «обретенный» домик – отдельный пункт любого тура. Сейчас наблюдается еще и пик паломничества, потому что 15 августа католики отмечают Успение Богоматери.
Местные гиды уверяют, что именно здесь провела свои последние годы Богородица. Вообще-то в Иерусалиме есть два храма Успения Богоматери, претендующих на то, что они построены на месте упокоения матери Иисуса. Один – пещерная церковь на Масличной горе, где служат священники православного Иерусалимского Патриархата. Другой, на горе Сион, известный как Дормицион, построили в 1910 году католические монахи-бенедиктинцы. Два храма – две версии, православная и католическая, того места, где находилось последнее прибежище Богоматери.
Оказывается, есть еще и турецкая версия. Очевидным образом апокрифическая. Хотя возникла она на основе сравнительно давней традиции, имеющей частичное признание Католической Церкви. Поэтому в «эфесском домике Девы Марии» явно присутствие западного христианства. На территории паломнического комплекса находится площадка для богослужений, где есть алтарь. На въезде гостей встречает бронзовая статуя Девы Марии. Сам домик превращен в часовню. Здесь тоже находятся алтарь и католическое богослужебное убранство, а стены украшают фотографии Римских Пап. В этом месте с паломническими целями побывали в разные годы Павел VI, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI.
Тем удивительнее слышать здесь русскую речь. Туристические группы наших соотечественников привозят одну за другой, не принимая во внимание различия в христианских традициях Востока и Запада. Русские гости отстаивают очередь вместе с итальянцами, испанцами и азиатами-католиками, с благоговением осматриваются в часовенке, не смущаясь католическим антуражем, приобретают нехарактерные для православной традиции стеариновые свечи и набирают в заранее подготовленные пластиковые бутылки «святой воды» из источника. Причем по соседству с «христианской» скважиной – ключ, который используют для омовения местные мусульмане. Правоверные тоже посещают домик Марьям (Девы Марии), ведь мать пророка Исы-Иисуса упомянута в Коране. Помимо католической символики стены часовни украшают соответствующие суры Корана. Святыню содержит специальное общество, объединяющее христиан и мусульман.
Даже откровенную сказку можно сделать былью. Главное – в нее поверить.	Фото Reuters
Даже откровенную сказку можно сделать былью. Главное – в нее поверить.    Фото Reuters
После посещения домика Богоматери русские туристы, направляемые гидом, оказываются в сувенирной лавке. Здесь иконы подозрительного письма а-ля Византия соседствуют с магнитами на холодильник, изображающими как лик Богородицы, так и всякие посторонние сюжеты вроде видов Эгейского побережья.
– Иконы освященные! – уверяет продавец.
– А кто освящал? – спрашиваю придирчиво. Ни разу не видел упоминания на официальных ресурсах Московского Патриархата о паломничестве в турецкий домик Богоматери.
– Поп, – нагло смотрит мне в глаза потомок янычар.
Обращаюсь к соотечественницам:
– А вы знаете, что это место не признано Русской Православной Церковью? Его почитают только католики, да и то не вполне официально?
Они смотрят на меня с недоумением. Одна из женщин говорит:
– Но ведь Богородица одна для всех!
Вот он, страшный сон миссионера РПЦ! Стихийный экуменизм, идущий от недостатка внимания к духовной традиции людей, называющих себя православными, и их наивной тяги ко всему благочестивому, особенно в красивой иностранной обертке…
Собственно, само возникновение «эфесского апокрифа» стало возможным благодаря проявлениям народного мистицизма. Произошло это в Германии, в первой половине XIX века. Экзальтированная немецкая монахиня, происходившая из полуграмотных крестьян, переживала видения, связанные с Христом и Девой Марией. Она истекала кровью от появляющихся время от времени стигматов и рассказывала свои откровения почитателям. Знаковой стала встреча с писателем-романтиком Клеменсом Брентано, который жил возле блаженной несколько лет, записал ее видения о жизни Девы Марии и издал их отдельной книжкой. Это было типичное явление для Германии, униженной наполеоновскими войнами. Немецкая интеллигенция увлекалась национализмом и мистицизмом. Источник мистических переживаний немецкие романтики начала XIX века искали в фольклоре и католицизме.
Издав книгу, Брентано к пророчице и своему произведению с годами охладел. Однако книга зажила своей жизнью. В конце XIX века члены католической миссии в османском Измире, вдохновленные страницами брентановского жития Девы Марии, где рассказывалось о последнем пристанище Богоматери в Эфесе, отправились на поиски. Обнаружив некое строение, расположение которого напоминало описание немецкой монахини, они объявили его святыней и организовали сюда паломничество.
Эта история дает повод к размышлениям о том, как живут и развиваются религиозные представления. Без постоянного подновления и оживления мистических переживаний старые вероучения увядают. Да, это камень в огород противников всевозможных сект и харизматичных ересей. Чем откровения немецкой монахини не новое религиозное движение? Многие священники в свое время подвергали его уничтожающей критике. Но Католической Церкви пришлось проглотить и переварить мистическое откровение полуграмотной женщины, приспособиться и аккуратно его эксплуатировать.
Конечно, для турбизнеса все это только на руку. Он легко и непринужденно «превращает» домик рядом с Эфесом в место Успения Богоматери, о чем гиды уверенно и без оговорок сообщают не очень искушенным в библейской истории туристам. Простая душа все примет.   
Сельчук (Эфес)–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
852
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1142
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
898
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
734

Другие новости