0
1361
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

17.05.2007 00:00:00

Все потопляющая каша

Алиса Ганиева
Редактор приложения НГ-Exlibris

Об авторе: Алиса Ганиева - родилась в 1985 году в Москве. Литературный критик. Студентка 5-го курса Литературного института им. А.М.Горького. Печаталась в дагестанской прессе, в газетах "НГ-Ex libris", "Литературная Россия", в "Новом мире".

Тэги: быков


Говоря о писателе Дмитрии Быкове, неукоснительней всего упоминают его многостаночность, ерничество, одиозность, избыточность – все то, что закономернее относить не к письму, а к человеку. Само собой, упоминают талант. Но шутка в том, что Дмитрий Быков, чья фигура перевешивает (и немудрено) собственно тексты, гораздо талантливее своих произведений. Избыточность его не только в многословии и работе в нескольких литературных цехах, но и в харизматичном, вечно невыговорившемся человеческом типаже, требующем непрерывного выражения. Как все потопляющая каша из волшебного горшка.

Я думаю, если бы Быков не писал так много, он бы взорвался от распирающей его эстетизирующей энергии. Ему обязательно надо либо писать, либо говорить. В общем-то, и начинал он свою литературную карьеру командором ордена куртуазных маньеристов, пытаясь возродить поэзию как блестящую светскую болтовню. Быков – постмодернист не столько по методу, сколько по складу ума, он на всякий случай все обсмеивает, и в этом сокрыты одновременно и яркая витальность, и комплексы.

Вообще в поэзии Дмитрия Быкова, в частности, будь то сборник «Военный переворот» (1996), «Призывник» (2003) или «Последнее время» (2006), жизнеутверждение, легкость, экспромтность, эмоциональность и дурачество сочетаются с вопросами, общими для растерянного постсоветского сознания: чуждость человека миру, собственная непохожесть на других, идейное распутье. Не обходится и без лирических констант – тем природы и любви. Но крем нейтрализует цианистый калий, а шутовское начало подавляет здесь серьезность, читателю трудно довериться Дмитрию Быкову и не ждать виртуозного па-де-де в разгар экзистенциальных метаний.

Все эти черты присутствуют и в прозе, которая неожиданно обильно последовала сразу после начала миллениума. Здесь тоже какая-нибудь бытийная, лингвистическая или геополитическая проблема решается вприпляску и с выкриками. Быков умеет и любит вслух мыслить в сослагательном наклонении, такое чувство, что его романы – это развернутые и распестренные красноречием формулы «если бы – то». В «Оправдании» (2001) рассказано, что было бы, если бы жертвы сталинского террора выжили до наших дней в специально отведенном для них лагере. «Орфография» (2003) – что случилось бы, если бы интеллигенты времен Гражданской войны поселились коммуной на острове и спорили об отмене ятя. «Эвакуатор» – что, если бы Москву оккупировали, а некий инопланетянин взялся бы эвакуировать вас на свою звезду. «ЖД» (2007) – что, если через семь-восемь лет началась бы война варяг (славян) и хазаров (семитов), паразитирующих на забитом коренном населении┘

Жанр исторических фантазий удобен для Быкова скорее всего тем, что, во-первых, он легко поддается его индивидуальному инструментарию, а во-вторых, всегда предполагает острую проблему, после которой можно весело смеяться, наблюдая за жаркими спорами критиков и прессы. «Поэма» «ЖД», которую патриоты расшифровывают как «жиды» и обвиняют в русофобстве (а кто-то, наверное, и в антисемитизме, как и предполагал сам Быков, радуясь), – пример забрасывания удочки и кошек-мышек с публикой, которой задано дружно отгадывать, что же спрятал автор в названии (сам он, как известно, склоняется смело к «живым душам»).

Книги эти искрометны и необозримо толсты, даром что написаны в кратчайшие сроки. Но поспешность, искусственность, чудом не разваливающаяся фабула – все это очень чувствуется. И немудрено – параллельно Быков работает в газетах, на телевидении, пишет стихи и шуточные книги типа «Как Путин стал президентом США» или в соавторстве с женой «В мире животиков» (2005). Благодаря изворотливому уму и красочному слогу Быков эту гонку по приобретению успеха и имиджа выдерживает пока довольно успешно, хотя иногда кажется, что выдохнется вот-вот. А с другой стороны, для такого писателя вряд ли есть смысл в передышке – если прикрыть волшебный горшок, каша затомится.

И еще, несмотря на то что некоторых писателей можно и в сорок лет относить к молодым (Дениса Гуцко, к примеру), Дмитрий Быков само собой – писатель зрелый и родом из перестройки. Круг его чтения тоже, насколько я знаю, ограничивается писателями «взрослыми» (Валерий Попов, Владимир Сорокин и т.д.). Последователей из молодых у него, кажется, нет, да и вряд ли у Быкова могут быть последователи, ведь его ниша очень индивидуальна, ее не всякий выдержит. Зато есть у Быкова бьющая через край созидательная энергия. Желаю, чтобы она не оскудевала, пусть даже направленная не столько на искусство, сколько на самоудовлетворение, душевное, коммерческое и болтологическое.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
803
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2391
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1420
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1765

Другие новости