0
739
Газета Телевидение Интернет-версия

28.06.2002 00:00:00

Зритель захотел наивного, детского праздника

Тэги: футбол, рейтинг


Еще ни одна программа российского телевидения не набирала таких потрясающе высоких рейтингов. Футбол стал главным телевизионным событием уходящего сезона. В футбол играла вся страна, а поражение нашей команды стало национальной трагедией. В футбол втянулись все - кто раньше и правил-то игры не знал. Радиостанция "Эхо Москвы" всерьез проводила опрос, стоит ли объявлять выходными днями те, когда играет наша сборная. Ведущий эфира недоумевал, когда женщины, дозвонившиеся на станцию, спрашивали: зачем?

По словам известного телевизионного социолога Всеволода Вильчека, такой небывалый интерес к футболу связан с тем, что идет первенство мира. Прошлый чемпионат мира, по его словам, тоже принес громадные рейтинги, несмотря на то что телевизионщики специально отодвигали трансляцию матчей на ночь (зная, что зритель будет их смотреть). Вторая причина интереса кроется в том, что "люди устали от всего остального" и зритель захотел "наивного, детского праздника, безумных мифологических эмоций". Подобное отношение зрителя к футболу, говорит Вильчек, наблюдалось и в советское время, когда все было известно заранее: план перевыполнят, а партия в очередной раз заявит о прорыве: в то время "только погода и футбол были непредсказуемыми". По словам социолога, нынешний интерес к футболу - это хороший социологический признак и если не полное оздоровление общества, то его симптом.

Сами телевизионщики чрезвычайно удовлетворены прошедшими трансляциями. На ОРТ "НГ" сказали, что "ни одно спортивное мероприятие, показанное в это время, не набирало таких рейтингов", а сама телекомпания "получила максимум возможного из демонстрации чемпионата". Насколько оправдались затраты на покупку прав на показ матчей, здесь не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. На РТР также довольны дивидендами от показанных матчей. Как заявил "НГ" гендиректор канала, первый зампредседателя ВГТРК Антон Златопольский, "прогнозы у нас были более пессимистичные". Тем не менее, по словам руководителя канала, РТР не смог покрыть расходы, понесенные в связи с приобретением прав на трансляцию матчей. "Впервые в истории правами на трансляцию завладела коммерческая компания "Kirch-Media", - говорит он, - поэтому цены оказались несопоставимо выше, чем обычно". Именно поэтому, по его словам, большую часть расходов взяло на себя государство, учтя социальную функцию показа подобных зрелищ, а остальные деньги изыскал сам телеканал. Отвечая на вопрос "НГ", каким образом РТР и ОРТ распределили между собой, какой именно из матчей каждый канал будет показывать, Златопольский ответил, что все четные матчи прошли на РТР, а нечетные - на ОРТ. Как мы можем заметить из приведенных ниже данных TNS/Gallup media, в выигрыше оказался канал ОРТ. Однако на РТР, по словам Златопольского, об этом не жалеют: "Если бы мы этого не сделали, зритель не смог бы увидеть все матчи чемпионата".

По словам директора по телеизмерениям компании TNS/Gallup media Александра Костюка, к которому "НГ" обратилась с просьбой прокомментировать рейтинги, наибольший интерес зрителей вызвали (что естественно) матчи с участием российской сборной (см. таблицы). По его словам, эти рейтинги оказались выше, чем у финала прошлого чемпионата мира во Франции. Он подтверждает слова Вильчека, утверждая, что аудитория чемпионата оказалась "безусловно шире аудитории стандартных трансляций за счет привлеченного интереса", за счет того, что чемпионат - это "топ-событие". Отвечая на вопрос о том, можно ли сопоставить рейтинги чемпионата мира по футболу с рейтингами зимней Олимпиады, Костюк говорит, что нельзя. "Объяснение очевидное и банальное, - говорит он. - Количество людей, играющих в футбол, разительно превышает количество поклонников или профессионалов, занимающихся любым из зимних видов спорта, не говоря уже о том, что футбол несравнимо более зрелищен и динамичен".

Специфика этого чемпионата мира, по данным исследовательской компании, состояла в том, что за счет времени трансляции (утро и день) вырос объем вне домашнего смотрения. По результатам телефонных опросов населения Москвы, проведенных TNS/Gallup media, почти 20 процентов от тех, кто смотрел футбол, смотрели его вне дома (в основном на рабочем месте). По словам Костяка, это "потрясающие результаты для России, в то время как в Европе эти показатели выше". "В Голландии, - продолжает он, - матч Голландия - Бразилия прошлого чемпионата мира 68 процентов зрителей смотрели в общественных местах". Он с удовлетворением отмечает: "В этом смысле и как показывает опыт 9 июня, мы, слава богу, еще не достигли такого уровня вне домашнего смотрения".

=== ТАБЛИЦА ===

Чемпионат мира по футболу

Дата Канал Программа Рейтинг

09.06 ОРТ Япония - Россия 19,98

14.06 РТР Россия - Бельгия 9,06

05.06 ОРТ Россия - Тунис 8,93

16.06 РТР Испания - Ирландия 6,46

02.06 ОРТ Аргентина - Нигерия 5,67

31.05 ОРТ Франция - Сенегал 5,49

02.06 ОРТ Англия - Швеция 5,2

15.06 РТР Англия - Дания 5,19

07.06 ОРТ Аргентина - Англия 5,16

16.06 ОРТ Швеция - Сенегал 5,03

Олимпиада-2002

Дата Канал Программа Рейтинг

15.02 РТР Лыжные гонки. Женщины 12,01

22.02 РТР Хоккей. Канада - Белоруссия 11,06

24.02 ОРТ Лыжные гонки. Женщины 10,02

18.02 ТВ-6 Биатлон. Женщины 9,28

23.02 ОРТ Фигурное катание 9,09

10.02 ОРТ Фигурное катание 9,02

20.02 ТВ-6 Биатлон. Мужчины 8,31

20.02 ОРТ Фигурное катание 8,05

13.02 ТВ-6 Биатлон. Мужчины 7,75

15.02 ТВ-6 Срочно в эфир 7,4


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1493
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3845
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2152
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2419

Другие новости