0
5856
Газета Я так вижу Печатная версия

14.04.2024 18:20:00

Аrt-Russia 2024 как отправная точка для цепи размышлений

Многие современные художники пытаются прийти к успеху без приложения минимальных усилий

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: art russia 2024, ярмарка, выставка, критика, средний уровень, национальное, эстетика, новые смыслы, размышление, эпоха сколькжения, эпоха копания, арт, поп, вау, искусство


78-8-9480.jpg
На Аrt-Russia можно были найти работы
и вдумчивых мастеров,
и «креативных маляров».  Фото автора
Два года назад ругал участников Аrt-Russia за самодеятельность и низкий художественный уровень. Семьсот дней позади. Новый смотр, и что мы имеем в сухом остатке? Средний уровень стал выше, что уже радует. Очевидной самодеятельности, которая вызывала оторопь ранее, не замечено. Еще один упрек, который я высказывал к прошлым выставкам, – национальная стерильность. Большинство стендов совершенно не отражали свою культурную принадлежность, являясь таким усредненным примером «модной» глобальной эстетики. Эстетики пятен. Поэтики клякс. Сейчас, к счастью, русскости стало больше, и это очень важно. Поиск верных решений занимает много времени и требует внутренних ресурсов. И чем раньше мы начнем просеивать доставшийся нам культурный багаж в поисках новых смыслов и формирования новых кодов, тем лучше. Просев начался, это радует. Не в полной мере согласен я с выбором сит. Как выяснилось, кто-то ищет свой культурный код в загаженном лифте, исписанном скабрезностями до такой степени, что даже приложить снимок этого «произведения искусства» нет никакой возможности. На выставках всегда отчетливо бросается в глаза, кто откуда черпает свое вдохновение – поднимает ли он взор к звездам, вглядываясь в высокое небо, или же норовит отодрать ржавым гвоздодером старый плинтус в поисках прошлогодних бычков. Но это, конечно, вопрос не к организаторам, а к конкретным художникам.

А теперь перехожу к центральному ощущению.

Ярмарка называется АRТ-Russia, и в этой англоязычной версии слова «искусство» скрыты главная особенность и главный секрет. Это ярмарка не современного ИСКУССТВА, а это выставка современного АРТа. Все просто. АРТ – слово, как ПОП, как ЛОЛ, как ВАУ. Одноклеточное восприятие мира. Мы уже писали о том, что наступило стремительное время безжалостного свайпа. Даже наши уютные бабушки научились смахивать неинтересное. Отправляя на «помойку» то, чему не удалось нас заинтересовать. Согласно мнению психологов, время, чтобы заинтересовать зрителя/слушателя, сократилось до двух секунд. Мама дорогая! Две секунды. Что вообще можно успеть увидеть/понять, а тем более почувствовать за две секунды? Какая попытка понять контекст? Где реминисценции и аллюзии? Где эта тончайшая паутина смыслов и переплетения образов? Где восхищение элегантностью интерпретации? На все это мы просто не имеем права, ибо у нас осталось лишь две секунды, чтобы успеть сунуть в лицо зрителю свой ВАУ! Личный или подсмотренный у кого-то. Чтобы тебя хотя бы чуточку заметили. Чтобы остановили на тебе скучающий взор, пресыщенный миллионами образов, которые стучатся в наши смартфоны с обратной стороны экрана. Извините, Матисс и Ван Гог, вас бы просто никто не заметил сейчас. А нет, наверное, перфоманс с ухом привлек бы внимание на пару часов. Но ведь это никакого отношения к искусству не имеет. УХО – такое же короткое слово, состоящее из трех букв. Они очень популярны сейчас. Опять же очень удобно. Сложно совершить ошибку.

Для понимания искусства нужна минимальная глубина, нужны знания и прежде всего необходимо желание копать. Разбираться. Искать связи между системами образов, созданными поколениями художников разных стран. Дорогие девочки с разноцветными волосами, прошу прощения, если мои слова прозвучат грубо и неуместно, но в большинстве своем то, что я вижу на стенах ярмарки, подтверждает мысль о том, что в данный момент мы живем в эпоху скольжения, а не в эпоху копания. Как, якобы в шутку, утверждает Денис Молодкин, мастер из Мстёры: «Главный орган у каждого художника – это задница. Если он не сидит ежедневно по восемь часов за столом – значит, он не художник, а лодырь». Прости, Денис, ты – последний из могикан. Сейчас никто не хочет сидеть часами за мольбертом.

Напротив нашего стенда на стене – гордая фамилия огромным капслоком. Полотна холст-масло два на два. Какие-то невнятные цветовые пятна. «Сумбур вместо музыки». Кто этот человек? Как он появился среди авторов? Забрел переждать дождь в отдел ремонта на рынке, взял в руки малярный валик и в этот самый момент ощутил себя художником? Но в том-то и дело, что это не искусство. А раз уж для определения «современного искусства» мы договорились использовать это ничего не значащее слово АРТ, то и для подобных авторов следует также придумать какое-то определение? Ибо эти творцы с валиками для ремонта не имеют права называться художниками. Уж извините меня за прямоту.

И так же, как и те, кто со сцены убеждает молодежь, что нужно быть «креативными» – они тоже спикеры. Ты кто? Я – спикер! Все понятно. Наверное, я старею? Но все эти маляры с валиками, насмотревшиеся на примитивизм Кусамы Йойои и решившие отзеркалить ее успех, напоминают интервьюеров с дефектами речи, пытающихся копировать манеру Опры Уинфри. Но ведь вопрос еще в масштабе личности и масштабе дарования. И спикеры со сцены об этом никогда не скажут. Есть такое жесткое, но правдивое определение – профнепригодность. Когда обстоятельства ставят крест на любых наших желаниях. И нужно спокойно уметь принимать эти обстоятельства. Ровная психика – это характеристика взрослого, состоявшегося человека, а агрессивный максимализм свойственен незрелым подростковым психикам. Прошу понять меня правильно. Ни в коем случае я не хочу называть Арт-Рашу ярмаркой креативных маляров. Это не так. Конечно, есть достойные стенды, серьезные галереи, вдумчивые и глубокие мастера. Но в то же время есть и художники с валиками.

Сижу на стенде, краем уха слушаю очередного спикера – конечно, никто из них не говорит собравшейся молодежи: «Вам придется потратить несколько лет своей жизни для того, чтобы на свой талант и свое вдохновение надеть непробиваемые доспехи мастерства». Никто такого не говорит. Все стараются убедить свою паству в том, что «быть художником – это легко, просто и интересно (а между строк – еще и выгодно)». Такая художественная пирамида. Будь креативным, и все у тебя получится! А еще через слово, как заклинание, звучит: успех, успех, успех! Прямо бизнес-тренинг, а не кураторское выступление об искусстве. Второе слово, фигурирующее в каждом абзаце: фишка. Найти фишку. Ищите свою фишку! Записали в блокнотиках? Молодцы. Теперь идите и ищите свою фишку!

Да, конечно, эти ПОП-АРТ-ВАУ-СПИКЕРЫ умело окучивают свою аудиторию, убеждая ее в наличии волшебной таблетки. Ведь многие мечтают достичь результата без минимальных усилий. Проглотишь таблетку и похудеешь к лету, без многомесячных тренировок в спортзале. Все хотят результат сразу. Без пота и нервов, пожалуйста, сделайте меня олимпийским чемпионом. Все стремятся скользить по поверхности. Прости, Денис, но никто не хочет сидеть часами на заднице. Проснувшись утром и выпив латте на миндальном молоке, все хотят достать любимый валик, создать шедевр и к вечеру продать его, обеспечив себе зимовку на Бали для медитации и самосовершенствования.

Вокруг толпятся люди. Участники и гости. Ярмарка в полном разгаре. Посетители ходят, фоткают, обсуждают. Конечно, нужно участвовать. Чтобы смотреть на лица, чтобы слушать комментарии, даже самые странные или чуднЫе. В конце концов искусство – это часть нашей жизни, и зрители – это конечный потребитель всех наших усилий. Те, ради кого мы все это и организуем. И мы просто не имеем права высокомерно морщить нос: «Вы нас не понимаете!» Нужно в нашу эпоху форсажа, когда тебя свайпнут не задумываясь, уметь быть интересным, оставаясь при этом гуманистичным. Быть актуальным, сохраняя внутреннее достоинство, ведь актуальность хранится не только в горячих темах и сплетении обнаженных тел. Был ли Леонардо актуальным? Мы об этом можем только догадываться. Актуален ли он сейчас? Несомненно. Потому что он – не АРТ. Потому что он – ИСКУССТВО. Гениальное в своей гармоничности. Но, к сожалению, чтобы быть художником, нужно быть, как говорили раньше, Богом поцелованным – но об этом поп-спикеры нам, конечно, не расскажут.

На одном из стендов на кронштейне висит абстрактное полотно с кляксами. И художник пультом дистанционного управления меняет положение холста с вертикального на горизонтальный. «Это динамичное искусство! Можете считать, что купили не одну картину, а целых три!» – лихо продает свою фишку автор. Крутящийся, как волчок, холст – символ современного арта. Пытающегося найти себя в окружающем мире. Пристраивающийся к меняющимся обстоятельствам. Арт-объект – хамелеон. Абсолютная мимикрия.

Такие выставки – удивительный бульон в колизейной чаше Гостиного Двора. Здесь бумкают ритмом колонки, там спикеры учат искать фишку, девушки носят себя и смотрят на стены, полные творческих поисков. Удивительное место! Хорошо, что участвуем. Окно в большой мир. Мир поисков. Помните, как шутят художники? «Кнопки «шедевр» не существует». Ни у кого нет ответов. Наверное, Леонардо все знал, наверное, но он остался с нами только в своих работах.

Подошел кудрявый юноша от организаторов. Экстраверт с горящими взглядом. Взял блиц-интервью. Конечно, этот текст я ему не транслировал. Все сдержанно похвалил. А, собственно, зачем ругать-то? Организовано хорошо. Отличная площадка, много людей, интересно. Ну да, не видно Шишкиных, да и Билибиных не видать. Но, может быть, среди этих ребят, ищущих себя в АРТе, найдутся те, кто осветит небосвод в ИСКУССТВЕ? Выбьется в высшую лигу?

004-t.JPG
Эта композиция
в Центре Помпиду в Париже
якобы выражает
протест автора
против исламизации Франции.
Фото Дмитрия Кудряшова
Поделился мыслями с другом. Получил отповедь в том смысле, что я: а) уже старый, б) ретроград, в) остается надеяться, что не стану чиновником, потому что начну гнобить всех молодых авторов, г) не прочитал ни одной книги по современному искусству и вследствие этого не имею права об этом искусстве рассуждать. Для иллюстрации своей мысли о глубине и концептуальности оного я получил снимки из экспозиции Центра Помпиду в Париже, на которых муляжи фекалий (надеюсь, что это муляжи) разложены на кафельном полу, отдаленно напоминая марокканский орнамент. Якобы автор тем самым протестует против исламизации страны. Наверное, уже действительно старый и не хочу читать книги, в которых авторы подводят логическую базу к публичному изображению фекалий. Можно я лучше лишний раз схожу в Третьяковку в Лаврушинском?

Мне кажется, спор между любителями совриска и теми, кто не жалует актуальное искусство на кафеле, напоминает спор между веганами и теми, кто питает слабость к стейкам. Это даже не вопрос вкуса, это какое-то радикальное, почти религиозное несовпадение взглядов. Однажды в Лондоне я оказался за одним столом с милой девушкой, которая начала высказывать сентенции в стиле: «у твоего бургера было имя!» Поначалу я пытался отшучиваться, не было ли имени у ее кочана капусты, но моя дружелюбная ирония вызывала у нее лишь приступы новой ярости. Не помню, чем закончился наш диалог, наверняка она порекомендовала мне прочитать книги по веганству, ибо, не прочтя их, несомненно, я не имею права рассуждать о еде.

Часто хвалю китайцев за их художественную отвагу. Они ошибаются и побеждают. Пробуют. Спорят. Пробуют снова. Пишут бесконечно. Снова и снова. Яростно и подчас нелепо. Ищут смыслы, формируют новый художественный язык, с помощью которого осваивают окружающий мир, эту круговерть образов и плотного информационного потока, в котором нам довелось жить. Помните, кто-то заметил, что в жизни современного человека событийность дня равна событийности года жителя Средневековья? Это не плохо и не хорошо. Это просто наша с вами жизнь. Или, как бы изрекли мудрые спикеры нашей выставки: «Это наши Арт-лайф и немножко Арт-дестини». 













Читайте также


Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
3163
Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Михаил Сергеев

Высокий уровень совместительства врачей снижает доступность и качество медпомощи в РФ

0
4099
 Выставка  "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х"

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х"

0
1340
 Выставка  "Атлас нового мира"

Выставка "Атлас нового мира"

0
1113

Другие новости