В последнее время британскую внешнюю политику отличает необычайная активность, так сказать, по всем азимутам. Это в полной мере относится и к ее российскому направлению. Достаточно сказать, что помимо краткого визита британского премьера Тони Блэра в Москву, он в последние недели беседовал семь раз с российским президентом Владимиром Путиным по телефону. Лондон явно ищет свою особую "нишу" в сложном контексте отношений между Россией и Западом. При этом подобно немцам, "опекающим" связи РФ-ЕС, англичане не прочь взять на себя инициативную роль в обустройстве "нового сотрудничества" Москвы с НАТО.
Как известно, эта проблематика затрагивалась в общей форме среди других тем общения Путина и Буша. Речь шла о будущих политических отношениях России и НАТО, а также желательности новых механизмов "совместного принятия решений". Но не успели еще отзвучать международные комментарии по поводу техасской встречи, как Уайтхолл (резиденция британского правительства) допустил примечательную утечку информации о конкретных британских предложениях в этой области. Было сообщено, что они изложены в четырехстраничном послании британского премьер-министра лидерам всех стран и генеральному секретарю НАТО, а также президенту РФ.
Суть британской инициативы состоит в идее создать в течении года "новый стратегический орган", в котором Москва была бы равноправным членом наряду с 19 членами НАТО. Новую надстройку предлагается назвать Российско-Североатлантическим советом (РСС). Как отмечается в письме премьера, он должен заменить собой существующий с 1997 года Постоянный совет Россия-НАТО (ПС) и собираться в Брюсселе не один раз в месяц, как последний, а дважды. Реконструкция не должна привести к возникновению очередной ни к чему не обязывающей "говорильни" ("talking shop"). В отличие от ПС, заседания которого проходят по формуле "19+1", в новом органе, где председательствовал бы генсек НАТО, Россия была бы одним из членов "двадцатки".
Подчеркивается, что в этих рамках можно было бы также "определять стратегические общности", а порой и совместные действия, например, в кризисных регионах вроде Балкан, или по отпору будущим террористическим вызовам. Свою инициативу Лондон сопровождает уже привычными комплиментами в адрес российского поведения "после 11 сентября", твердой позицией Москвы в отношении антитеррористической коалиции, содействием дислокации военных сил Запада в бывших центральноазиатских республиках СССР. Одновременно указывают на развитие отношений доверия между РФ и США, нашедшее подтверждение в недавнем визите президента Путина в Америку.
Создание Российско-Североатлантического совета мыслится авторами "плана Блэра" как попытка НАТО закрепить, организационно оформить, "институциолизировать" достигнутый уровень сотрудничества с Москвой. "В наших собственных стратегических интересах еще теснее взаимодействовать с Россией",- резюмировал высокопоставленный чиновник Уайтхолла. В минувшую субботу Тони Блэр уже обсуждал свою идею по телефону с Владимиром Путиным. Теперь интенсификация отношений Россия-НАТО станет одной из тем предполагаемого еще до конца года российско-английского саммита в британской столице.
Дьявол, как часто бывает, прячется в деталях. Пока неясно, как быть с Основополагающим актом Россия-НАТО, в который придется как минимум вносить изменения. Но главное не в этом. Ведь Российско-Североатлантический совет по-прежнему мыслится как некий отдельный параллельный механизм, никоим образом не затрагивающий конструкции НАТО. Это прежде всего относится к политсовету союза, который принимает все важнейшие политические решения, касающиеся в том числе миротворческих и иных операций.
Очевидно Великобритания, являющаяся сейчас "первым среди равных" европейских союзников США, согласовала свои предложения с Вашингтоном. Во всяком случае они не расходятся с представлениями Джорджа Буша, который пока отводит России преимущественно "консультативную роль" в принятии решений по линии НАТО. Судя по разъяснениям представителя Уайтхолла, РСС никоим образом не означает "лазейку" для вхождения России в НАТО или инструмент, который давал бы Москве право вето на возможное расширение союза приемом, скажем, стран Балтии. Наоборот, новый "стратегический орган" может, считают в Лондоне, использоваться для устранения "возможных недопониманий" России по этому вопросу, а заодно для обсуждения других тем вроде Чечни, по которым в мнениях Москвы и НАТО по-прежнему есть разночтения. Таким образом, самое большее на что может пока распространяться российское участие в принятии "совместных решений" через РСС, - это те сферы, где государства НАТО просто не могут обойтись без поддержки Кремля.