0
4562
Газета В мире Интернет-версия

07.08.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Новый президент – шанс на спасение Ирака

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Михайлович Иванов – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО и Института востоковедения РАН.

Тэги: ирак, выборы, президент, мухаммед фуад маасум


ирак, выборы, президент, мухаммед фуад маасум На фото избранный президент Ирака Мухаммед Фуад Маасум. Фото Reuters

После парламентских выборов иракцам долгое время не удавалось сформировать высшие органы законодательной и исполнительной власти, назревал затяжной внутриполитический кризис. Главной причиной «вакуума» стало восстание арабо-суннитских провинций, поддержанное международной радикальной исламистской группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Подавляющее большинство арабов-суннитов бойкотировали выборы и не принимали участия в заседаниях парламента. Согласно договоренности между представителями основных этноконфессиональных групп Ирака, три высших поста должны распределяться следующим образом: спикером парламента избирается араб-суннит, президентом – курд, премьер-министром – араб-шиит. Переговоры между партийными блоками по кандидатурам на эти должности по вышеуказанным причинам неоправданно затянулись.

Лишь 15 июля с третьей попытки все же удалось собрать парламент и избрать его спикером араба-суннита Салима аль-Джубури. 24 июля стало известно и имя нового президента Ирака. Им стал представитель курдского меньшинства Мухаммед Фуад Маасум. В течение ближайших 15 дней победивший на выборах парламентский блок обязан предложить на утверждение новому президенту кандидата на должность премьер-министра.

76-летний Фуад Маасум является одним из основателей второй по влиянию курдской партии – Патриотического союза Курдистана (ПСК), в 1992 году он стал первым премьер-министром автономного Иракского Курдистана. В должности президента Ирака Фуад Маасум сменил лидера ПСК 80-летнего Джаляля Талабани. Последний занимал этот пост с 2005 года, но перенес инсульт и проходил лечение и реабилитацию в одной из немецких клиник, вернувшись на родину лишь за несколько дней до созыва нового парламента. Кандидатуру Фуада Маасума поддержали президент Иракского Курдистана и лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани, сам Талабани и его соратники по ПСК, депутаты курдского регионального парламента. Фуад Маасум был избран президентом во втором туре, получив 211 голосов из 275 в федеральном парламенте (кандидат должен был заручиться поддержкой двух третей депутатов).

Судя по биографии и послужному списку, Фуад Маасум может быть достойной заменой Талабани. Он родился в 1938 году в городе Коя, расположенном к востоку от столицы Иракского Курдистана Эрбиля, был с детства знаком с Талабани, оба они из известных в Кое семей. Фуад Маасум учился в религиозных школах, а также в Каире в Университете аль-Азхар. Там он получил степень магистра в области исламских исследований и защитил докторскую диссертацию по философии.

По возвращении в Ирак Фуад Маасум начал политическую карьеру в качестве члена иракской Коммунистической партии, но после поездки в Сирию покинул ее ряды, так как столкнулся с враждебными мнениями ее лидеров в отношении курдов, и в 1964 году вступил в ДПК. В 1973–1975 годах он был представителем ДПК в Каире, после чего покинул Египет и вместе с Талабани стал одним из основателей отколовшегося от ДПК крыла – ПСК.

После свержения Саддама Хусейна в 2003 году Фуад Маасум стал членом курдской переговорной группы в Багдаде, а в 2005-м был избран депутатом иракского парламента, где возглавлял два срока подряд фракцию «Альянс Курдистана». Он зарекомендовал себя опытным политиком умеренных взглядов, способным находить компромиссы как между курдскими партиями, так и среди арабов-суннитов и арабов-шиитов.

При всей важности назначения на пост президента Ирака нового авторитетного лидера из числа курдского меньшинства следует иметь в виду, что президентский пост в Ираке носит в большей степени представительский характер. Дальнейшая внутриполитическая борьба будет связана с поиском приемлемой для всех фигурой на пост премьер-министра. Именно этот политик в ближайшие четыре года будет определять внутри- и внешнеполитический курс иракского государства и с помощью арабо-шиитского большинства в парламенте совершенствовать законодательство.

Утративший доверие арабов-суннитов, курдов и части арабов-шиитов, показавший свою политическую несостоятельность и обвиняемый в коррупции, нынешний премьер-министр Нури аль-Малики пытается добиться назначения на этот пост уже в третий раз. Не исключено, что аль-Малики и его окружение опасаются парламентских расследований и судебных преследований и в силу этого лихорадочно цепляются за власть. Главные внешние игроки в Багдаде в лице Вашингтона и Тегерана начинают понимать всю пагубность и опасность сохранения у власти аль-Малики, но подобрать ему достойную замену пока не могут.

В результате Ирак вновь оказался перед выбором. Если аль-Малики все же удастся убедить зарубежных патронов и большинство арабов-шиитов, что он незаменим, и продавить свою кандидатуру на пост премьера, то Ирак может окончательно развалиться на три анклава. Второй вариант: внешние игроки и арабо-шиитское большинство смогут найти другого кандидата на ключевой в государстве пост. Новый премьер сможет в сжатые сроки сформировать коалиционное правительство и установит тесные контакты с арабами-суннитами и курдами, привлечет их к активной работе в новых органах власти и силовых структурах. Одновременно для него было бы оправданным наладить диалог с Эр-Риядом и Дохой, убедить их правителей в том, что арабы-сунниты в новом Ираке наконец-то займут достойное место и Багдад будет проводить независимую от Тегерана внешнюю и внутреннюю политику. Тем самым можно было бы создать предпосылки к сворачиванию помощи ИГИЛ на иракской территории со стороны арабских стран Персидского залива.

Избрание президентом Ирака авторитетного курдского политика Фуада Маасума подтверждает, что иракские курды намерены и дальше работать в центральных органах власти и не ставят целью выход из состава Ирака. Очевидно, в Эрбиле все же надеются, что новое иракское правительство будет прислушиваться к мнению курдских избирателей и сможет удовлетворить их требованиям, в частности принять новый закон об углеводородах и реализовать статью 140 Конституции, которая предусматривает поэтапное мирное решение вопроса об административной принадлежности Киркука.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
780
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
959
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
1106
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
1050

Другие новости