У Ангелы Меркель возникли
серьезные проблемы с формированием кабинета. Фото Reuters |
После парламентских выборов 24 сентября Ангеле Меркель до сих пор так и не удалось сформировать правительственную коалицию. Поэтому и канцлер, и министры руководят Германией в качестве исполняющих обязанности, не имея утвержденной Бундестагом программы преобразований.
Выборы в Бундестаг круто изменили сложившуюся после 1949 года политическую систему Германии. Впервые две главные политические силы – Христианско-демократический – Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС) и Социал-демократическая партия (СДПГ) – показали крайне слабые результаты, впервые в парламент прошла ультраправая «Альтернатива для Германии» и впервые в стране замаячила перспектива создания трехпартийного правительства, которая, впрочем, так и не была реализована.
Еще ни разу в истории Германии не проходило столько времени между выборами в Бундестаг и созданием правительственной коалиции. По прошествии трех месяцев, в течение которых Германия пребывала в политическом тупике, «правящие» элиты ФРГ во главе с политически недееспособной (на данный момент) Ангелой Меркель вынуждены предлагать новые идеи, чтобы сформировать хоть какое-то правительство и попытаться вновь набрать популярность у граждан.
В декабре блок ХДС/ХСС объявил о готовности пойти на сближение с главным оппонентом – СДПГ фактически на любых условиях. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал социал-демократов отказаться от принятого в день выборов решения уйти в оппозицию и начать переговоры о возобновлении «большой коалиции». В итоге СДПГ проголосовала за начало консультаций с ХДС/ХСС.
Скорее всего в Берлине вновь воцарится федеральный кабинет на платформе христианских и социал-демократов. Нечто вроде оргкомитета в составе председателей ХДС, ХСС и СДПГ – Ангелы Меркель, Хорста Зеехофера и Мартина Шульца, а также руководителей их фракций – в Бундестаге есть. Курс взят, график, очевидно, согласован. Разве что без абсолютной гарантии, поскольку СМИ и наблюдатели констатируют, что «сопротивление этой модели в СДПГ велико». Участие в «большой коалиции» уже дважды перечеркивало надежды социал-демократов на успех. А ее результат на последних выборах считается катастрофой – всего 20,5%. Но в широком электоральном плане черно-красная коалиция немцам «на ощупь» знакома и, по-видимому, не пугает.
Перед Рождеством Меркель всячески торопила социал-демократическую сторону согласиться на преодоление правительственного кризиса. Наряду с провалом «Ямайки» (союза ХДС/ХСС, Свободной демократической партии и «Союза-90»/«зеленых») его затяжка вредит имиджу и.о. канцлера. И, конечно, «бренду» политической, экономической, социальной стабильности ФРГ в международном и в первую очередь европейском аспекте.
Тем более что на пороге 2018 года картина Европы весьма прискорбна. Старый Свет «страдает» напряженностью по линии Восток–Запад, санкционной политикой, угрозой терроризма. ЕС болезненно бередят брекзит, миграционные разборки, паралич реформ. При этом Брюссель остается без привычного руля, поскольку легитимного правительства в Берлине нет, а временное вынуждено вести себя гораздо сдержаннее.
Ситуация не свойственна немецкому истеблишменту. Ратуя за ее скорейшее урегулирование, Меркель сказала на днях, что мир и Европа нетерпеливо ждут нового правительства ФРГ.